В ожидании главы государства в зале форума «Россия зовет» шла содержательная дискуссия об истоках сегодняшнего кризиса в России. Глава ВТБ Андрей Костин, президент Сбербанка Герман Греф, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, расположившиеся на сцене, рассуждали, что делать.
«Время для принятия ключевых решений, наверное, уже прошло!» — неожиданно заявил Улюкаев.
Герман Греф пустился было в рассуждения о структурных реформах, но быстро вернулся с небес на землю и заявил, что не готов вернуться в совок — отказаться от интернет-банкинга, например, или стоять в очереди в магазине или в сберкассе.
Чтобы советские времена не вернулись, необходимо «радикально повысить качество госуправления», сказал глава Сбербанка.
«У нас немыслимые издержки по части качества госуправления. В эту гигантскую мельницу сколько ни подавай зерна, муки не получишь. Пять триллионов за пять лет выделили на федеральные целевые программы — и чего достигли?», — возмущался Греф.
Все хорошо
Вскоре после этого на сцену вышел Владимир Путин и начал сеанс психотерапии.
Многие глобальные компании, несмотря ни на какие обстоятельства, наращивают инвестиции в самых разных секторах российской экономики, заявил Владимир Путин в начале своего выступления.
Правда, условия для инвестирования стали сложнее, признал глава государства, но это не препятствие, а стимул для более эффективного труда.
Российское правительство, со своей стороны, делает все, чтобы инвесторы чувствовали себя в России комфортно, утверждает Путин: бюджет профицитный, налоги не растут, монетарная инфляция сохраняется в пределах прогноза, ограничения на движение капитала Россия не вводит. «Мы искренне хотим создать процветающую страну!» — заверил президент России.
Правда, говоря об инфляции, Владимиру Путину пришлось признать неприятную истину. «Что касается инфляции, то по итогам года она составит порядка 7,5–7,6, около 8%, что действительно выше показателей прошлого года. В 2013 году это было 6,5%», — сказал глава государства.
По словам Путина, ускорение инфляции связано «с продуктовой корзиной и с нашими действиями по ограничению импорта из стран-партнеров». «Но я убежден, что это носит временный характер», — снова внес президент нотку оптимизма.
«Конечно, антимонопольные службы должны смотреть за необъективными тенденциями, связанными со спекуляциями на рынке», - подчеркнул Путин.
При этом Россия остается привлекательной для инвестиций страной, уверен глава государства. В частности, из-за мягкого режима налогообложения.
«Особо подчеркну, что, несмотря на сложности, мы не стали усиливать налоговую нагрузку на бизнес, — заметила Владимир Путин. — Вы знаете, мы не скрывали этих дискуссий в руководстве страны, в правительстве, но мы не пошли по этому пути, по пути увеличения налоговой нагрузки, и не планируем вводить какие-либо валютные ограничения или ограничения по движению капитала».
«В обновлении экономики и инфраструктуры мы намерены использовать как собственные финансовые ресурсы и источники, так и активизировать сотрудничество с инвестиционными фондами, банками из других государств», — призвал президент России.
Владимир Путин не стал скрывать, какие именно государства имеет в виду – это Китай. «Мы не собираемся сворачивать наши отношения с традиционными партнерами, с Европой, — заверил президент, отметив, что товарооборот между Россией и странами ЕС составляет $430 млрд. — Это реалии сегодняшнего дня, но мы должны смотреть в будущее».
Главный исполнительный директор китайского производителя телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies Вань Чжоу Мэн в ответ заверила Путина и участников форума, что ее компания продолжит наращивать инвестиции в России.
Директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Игорь Николаев воспринял заявления Владимира Путина скептически. «Это достаточно лукавая оценка, — комментирует эксперт заявления президента относительно инфляции. — Прогнозы по инфляции уже не раз пересматривались».
Николаев напоминает, что в бюджет было заложен целевой показатель 4,8%. «Если сравнивать эти цифры и 7,5–8%, которые нам теперь предсказывают, мы получаем вопиющее невыполнение прогноза по инфляции», — говорит он.
Попытка России совершить поворот на Восток натолкнется на настороженное отношение возможных партнеров, уверен Николаев. «Надо себя поставить на место тех же китайцев – как они будут относиться к партнеру, который сначала подружил-подружил, а потом заявил что уходит к другим, — рассуждает аналитик. — Где гарантии, что российское руководство со временем не уйдет из Азии в Африку? Поэтому наши оценки, что мы сможем развиваться только за счет Азии, пока остаются только нашими мечтами».
«Сейчас у властей есть уникальная возможность списать все проблемы в экономике на внешние факторы», — резюмирует Николаев. Ситуация, по его прогнозам, и дальше будет ухудшаться: санкции и падающая цена на нефть будут негативно действовать на экономику. «По нашим прогнозам, в следующем году нас ожидает рецессия, и -2% ВВП – это еще в лучшем случае», — говорит эксперт.
Финансы поют
Впрочем, кое-какие конкретные меры для исправления ситуации в российской экономике все же принимаются. Так, на форуме были, наконец, анонсированы меры для преодоления дефицита ликвидности на финансовом рынке. Как и ожидали профучастники, ЦБ официально объявил о введении механизма «валютное РЕПО» (получение банками денежных средств ЦБ в валюте под залог ценных бумаг).
«Мы планируем через несколько недель ввести валютное РЕПО сроком 7 и 28 дней — считаем, что это поможет нашим предприятиям и банкам справляться с теми проблемами, которые связаны с закрытием внешних рынков», — сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Впрочем, по ее словам, этими инструментом ЦБ не планирует ограничиваться. «Нужна гибкость инструментов. Недавно мы приняли решение по введению коротких валютных свопов. На фоне слухов о введении ограничений на движение капитала, безосновательных слухов, однодневный валютный своп сработал», — подчеркнула она.
Гораздо более неожиданным для участников финрынка оказалось заявление Алексея Улюкаева: в скором времени банки смогут получать длинные деньги (до 10 лет) для финансирования проектов на сумму до 20 млрд руб.
Ожидается, что банки будут получать фондирование по формуле «ключевая ставка минус 1%», конечные заемщики будут получать кредиты по формуле «ключевая ставка плюс 1%». При этом будет задействован механизм госгарантий в объеме 25% от стоимости реализуемого проекта.
Банкиры, с которыми эту новость удалось обсудить «Газете.Ru», сдержанно радуются. В отсутствие критериев они, впрочем, не берутся предполагать, какие именно проекты будут поддержаны.
С другой стороны, ставка в 2%, которую должен получить банк, покрывает рыночный риск, но далеко не во всех случаях покрывает риск на контрагента и госгарантии в размере 25% не решают эту проблему, считает топ-менеджер одного из банков.
Так, при целевом кредитовании Крайнего Севера в 1995 году банки смогли вернуть в лучшем случае 50% от выданных денег, при этом Минфин получил обратно 100% выданных денег, так что кредитные организации зафиксировали убытки.
«Мы видим, что государство разворачивается в сторону банковского и клиентского секторов. Идея (финансирования проектов – «Газета.Ru») хорошая, но возникает вопрос реализации: пока непонятно, какие проекты под это финансирование попадут. Будут финансировать проекты «дочек» «Ростелекома» или поддержат и ООО «Ромашка», которая строит отель в центре Грозного, например, – это две разные истории с точки зрения рисков. Сумма, выделенная на эти цели, пока не озвучена, но скорее всего, мелкие и средние банки останутся в стороне, и предметное финансирование получат госбанки», — говорит глава казначейства Связь-банка Кирилл Звержанский.
Впрочем банкиры уверены, что озвученных мер поддержки ликвидности будет достаточно, если ЦБ продолжит предоставлять банкам деньги под залог кредитного портфеля.