Как сообщило министерства финансов США,
санкции введены против «Газпрома», «Газпром нефти», «ЛУКойла», «Транснефти», НОВАТЭКа, «Сургутнефтегаза» и «Роснефти». Также ограничительные меры коснулись пяти крупнейших российских госбанков — Сбербанка, Банка Москвы, Газпромбанка, Россельхозбанка, ВЭБа и ВТБ.
Как уже писала «Газета.Ru», аналогичные санкции против российских кредитных организаций ввел и ЕС, поэтому на них американские ограничения скажутся не слишком сильно: как признал глава Сбербанка Герман Греф, ранее введенные запреты уже практически отрезали банку доступ к западному финансированию. В Россельхозбанке «Газете.Ru» также сообщили, что «предыдущие секторальные санкции ЕС де-факто закрыли банку доступ к европейскому рынку капитала». Газпромбанк в пятницу ограничился заявлением о том, что предпринятые Западом шаги на его финансовую устойчивость не повлияли.
Куда более серьезными могут оказаться ограничения, наложенные на российский нефтегазовый сектор. Начиная с пятницы «Газпром нефть», НОВАТЭК, «Роснефть», «Транснефть» не могут получать финансирование у американских банков и компаний на срок более 90 дней, а также выполнять новые хозяйственные операции с собственностью и долями в собственности.
Помимо этого администрация США запретила американским компаниям экспортировать и реэкспортировать для «Газпрома», «ЛУКойла», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» товары, услуги и технологии для разработки и добычи в глубоководных, арктических шельфовых или сланцевых проектах.
Что касается «Роснефти», то теперь американские фирмы не смогут сотрудничать с компанией, возглавляемой Игорем Сечиным, в проектах по разработке и добыче трудноизвлекаемой нефти.
В Вашингтоне не скрывают, что новые санкции против пяти российских нефтяных компаний направлены на свертывание проектов по разведке и добыче нефти и газа на шельфе в Арктике и на сланцевых месторождениях.
«Они (санкции) преследуют целью прекращение этого типа разведки нефти и производственной деятельности, лишая российские компании товаров, технологий и услуг, которыми они должны делать эту работу», — заявил Reuters высокопоставленный американский чиновник.
В четверг президент США Барак Обама заявил, что принимаемые американскими властями меры «усилят политическую изоляцию России, а также экономические затраты, особенно в секторах, представляющих важность для президента Владимира Путина и его приближенных».
«Особое отношение Кремля к «Газпрому» известно, так что включение «национального достояния» в список минюста США адресовано лично президенту России», — говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
В итоге под ударом окажется стратегически важный для России нефтегазовый сектор, тем более что в этот раз наряду с госкомпаниями в списке оказались и частные. Ранее среди негосударственных нефтегазовых компаний под ограничения подпадал лишь НОВАТЭК, правда из-за того, что его владелец Геннадий Тимченко оказался в санкционном списке. Владельцы же «ЛУКойла» и «Сургутнефтегаза» в санкционных списках не значились.
«Санкции против госкомпаний понятны — это политическое противостояние, — сетует собеседник «Газеты.Ru» в одной из нефтяных компаний, попавших в новый список минюста США. — Но удара по частным компаниям мы не ожидали».
«Если включение в санкционные списки таких госкомпаний, как «Газпром», «Газпром нефть», «Транснефть», можно было ожидать, то попадание в них крупнейшей частной российской нефтяной компании «ЛУКойл» стало крайне неприятным сюрпризом», — говорит и аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев.
По словам эксперта, конфликт с американскими властями может дорого обойтись «ЛУКойлу». «На конец 2013 года в Соединенных Штатах под маркой российской компании работало 327 автозаправок, — рассказывает Пигарев. — Включение в список может негативно отразиться на зарубежных проектах «ЛУКойла», а также проектах на шельфе Каспия и месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти».
Кроме того, новые ограничительные меры могут обернуться весьма ощутимым ударом по российскому бюджету, предупреждает профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров.
«То же самое сейчас мы наблюдаем с Ираном: иранский бюджет очень зависим от нефтяного экспорта, — поясняет Петров. — Смысл нефтяных санкций Штатов в отношении России в ограничении доходных секторов бюджета».
Доходы от экспорта нефти и газа по-прежнему составляют больше половины бюджета России. В январе 2014 года, по данным Федеральной таможенной службы, выручка государства от экспорта нефти составила $13,47 млрд, всего за предыдущий год — $173,7 млрд, в физическом выражении экспорт составил 236,6 млн тонн сырья за 2013 год. В прошлом году «Газпром» и «Роснефть» заплатили в виде налогов 1,82 трлн и 2,49 трлн руб. соответственно. Налоговые поступления от «ЛУКойла» за 2013 год составили около 36 млрд руб.
Индекс ММВБ (MICEX) к концу торгов в пятницу на Московской бирже подрос на 0,61%, до 1458,52 пункта, а индекс РТС снизился на 0,38%, до 1213,27 пункта, из-за существенного ослабления рубля.
Акции подпавших под санкции нефтяных компаний и банков закончили день ростом. Так, бумаги «Роснефти» выросли на 1,2%, «Газпром нефти» — на 1,8%, «Транснефти» — на 1,6%, Сбербанка — на 0,5%, «ЛУКойла» — на 0,7%, «Сургутнефтегаза» — на 0,1%.
В «Роснефти» от оценки американских санкций отказались, получить комментарий «Сургутнефтегаза» на момент сдачи заметки не удалось.