Правительство в четверг утвердило списки запрещенной продовольственной продукции из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Накануне соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.
Под полный запрет попали такие товарные позиции, как мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и пищевые субпродукты из птицы (домашние куры, утки, гуси, индейки и цесарки), соленое, в рассоле, сушеное или копченое мясо, рыба и ракообразные, моллюски, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты и орехи, колбасы.
Из указанных стран на целый год запрещен экспорт всех типов сыров (молодых, плавленных, голубых, полутвердых и твердых), сливочного масла, молочной сыворотки, йогуртов. Из мясных продуктов с полок российских магазинов исчезнут такие позиции, как сырые, вареные, копченые колбасы вне зависимости от расфасовки и нарезки, салями, ливерные колбасы, паштеты, которые завозят из США, ЕС и Канады.
Кроме того, россияне как минимум год не увидят кешью, кокосов, миндаля, грецких орехов, каштанов, фисташек от производителей из стран, которые попали под санкции. Из фруктов в запретный список попали авокадо, финики, ананасы, инжир, бананы, все виды цитрусовых (апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты и др.), виноград, дыни, арбузы, папайя, яблоки, груши, айва, абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы, различные ягоды, а также сушеные фрукты.
Будет прекращена поставка из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии рыбы и различных рыбопродуктов: живой рыбы, икры, различных видов форели, лосося, камбалы, тунца, сельди, сардин, сайды и многих других видов. Нельзя будет поставлять рыбное филе, сушеную, соленую, копченую рыбу и рыбу в рассоле.
Под запретом окажутся креветки, крабы, лангусты, омары, мидии, устрицы, гребешки, каракатицы, осьминоги и улитки.
Под полный запрет поставок не попали алкогольные напитки, в том числе вина, и детское питание. Кроме того, под запрет пока не попала кондитерская продукция, соки и консервы. Швейцарские продукты, в том числе, сыры и японские продукты в черный список не входят. Помощник главы Минсельхоза Виктор Васильев отметил «Газете.Ru,» что на данный момент это единственный санкционный список, других списков пока не существует.
Правда, при этом в правительстве отмечают, что некоторые позиции в списке могут меняться «в зависимости от позиции западных стран».
А для Калининградской области может быть введен особый порядок мер, в случае если анклав попросит о них.
Помочь своим
Российские власти надеются, что санкции помогут отечественным аграриям. Как уточнил источник «Газеты.Ru» в правительстве, списки обсуждались около двух недель, причем инициаторами введения санкций стали попавшие под ограничения российские банки, в том числе Россельхозбанк. Банки жаловались на то, что из-за секторальных санкций финансирование федеральных программ, в том числе поддержки села, находится под угрозой.
Как заявил в четверг глава Минсельхоза России Николай Федоров, «нет худа без добра». По мнению министра, запреты помогут российскому крестьянству, они станут «мощной поддержкой» отечественным производителям, поскольку снизят конкуренцию на рынке. Также ограничения могут дать шанс и для расширения сотрудничества в долгосрочной перспективе, например, со странами Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, Россельхознадзор может открыть импорт молочной продукции из Эквадора. Эквадор также выразил желание расширить поставки овощей, фруктов и ракообразных в Россию. Кроме того, Россия рассматривает возможность увеличения числа аккредитованных предприятий Чили для поставок в Россию овощей, фруктов, рыбы, морепродуктов, мяса и молочной продукции.
Проблемы, связанные с отсутствием товаров из стран, продукция из которых попала под санкции, могут быть решены «абсолютно незаметно» для потребителя, заявил Федоров, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты. Ru»
Впрочем, под запрет попала группа продуктов, которая не может быть произведена в России, а также специфические продукты. По мнению директора Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Натальи Шагайды, сами объемы импорта нарастить несложно, главный вопрос — ценовые и качественные категории. Так, в случае запрета поставок продукции из западных стран российским потребителям придется перестраиваться на более дешевую продукцию альтернативных стран-поставщиков. Например, поясняет она, Белоруссия может заменить объемы поставок молочной продукции из Европы, однако белорусская продукция не будет соответствовать европейской по качеству. Белоруссия и Россия уже планируют обсудить увеличение поставок белорусского продовольствия в Россию, заявил в четверг министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц.
«В случае каких-то продовольственных санкций с голоду мы не умрем, но изменится структура потребления, — предупреждает Шагайда. — С полок исчезнут европейские, относительно дорогие продукты, ведь Белоруссия поставляет простые сыры, а страны Европы — более изысканные. Мы же видим в магазинах, например, французские сыры. Это некий особый сегмент продукции, недешевый». Глава Минсельхоза отметил, что в ведомстве не ожидают негативного влияния мер на экономику и рост инфляции.
Реэкспорт спасет
Впрочем, вполне возможно, что попавшие под ограничения товары будут поставляться в Россию нелегальным путем в виде реэкспорта.
«Реэкспорт запрещенных по санкциям продуктов возможен через страны — партнеры России – Казахстан и Белоруссию, — пояснил «Газете.Ru» профессор факультета мировой экономики и мировой политкии НИУ ВШЭ Алексей Портанский. — ФТС не сможет эффективно отследить реэкспорт, так как при формировании единого экономического пространства Таможенного союза мы поторопились закрыть пункты таможенного контроля, расположенные вдоль крупных автотрасс и железных дорог, а такие пункты были на территории всех трех стран ТС».
Для сравнения, Евросоюз сохранял таможенные посты еще 35 лет после объединения стран, сообщил эксперт. Поэтому продукты, попавшие под санкции, не исчезнут с прилавков магазинов, но подорожания не избежать, уверен Портанский. «Например, когда запретили грузинский «Боржоми», он все равно поставлялся в Россию, но в небольших количествах», — напомнил он.
Очевидно, цены на продукцию при этом будут на несколько десятков процентов выше нынешних.
С Портанским не согласна эксперт по таможенному праву, руководитель группы по практике в данной области юридической компании Goltsblat BLP Елена Белозерова. По ее мнению, президентский указ сформулирован таким образом, что никакой реэкспорт из Белоруссии и Казахстана невозможен. «Под запрет попадают продукты по стране происхождения – США, ЕС, Австралия, Норвегия, Канада, и через какую бы страну товары ни были ввезены, они не смогут продаваться на территории России, — указывает она. — Контролирующие органы, Роспотребнадзор и Россельхознадзор, будут обязаны выявлять запрещенные товары». Возможно, что бизнес в Белоруссии или Казахстане попытается скрыть страну происхождения товара, поменяв сопроводительные документы и упаковку, но тогда это будет считаться уголовным деянием, подчеркнула Белозерова.
Федоров уточнил, что Россия будет вести консультации со странами Таможенного союза относительно реэкспорта. «У нас есть правовая база и механизмы, чтобы решить этот вопрос», — заявил он. В ФТС, Роспотребнадзоре и Россельхознадзоре не смогли прокомментировать, как именно они будут бороться с возможным реэкспортом.
От запрета пострадают не только россияне, которым придется отказаться от привычных им продуктов (например, французских сыров или норвежских креветок), но и производители стран, попавших под ответные санкции со стороны России. Потери ЕС от введения запрета на поставки продовольствия в Россию могут достигнуть €12 млрд, заявил посол ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас в интервью радиостанции «Говорит Москва». Ведущий производитель молочных продуктов Финляндии компания Valio объявила о приостановке всех линий по производству продукции для продажи в России. Половина экспорта Valio предназначена для России, где компания продает масло, плавленый сыр Viola и сыр Oltermanni.
Финский производитель рыбной продукции Westfjord сообщил «Газете.Ru», что компания серьезно пострадает от запрета на импорт в Россию. «Мы занимаемся производством замороженной рыбы и икры, и почти 90% нашей замороженной продукции идет на экспорт в Россию, — сказали в компании. — Будет сложно найти альтернативные рынки сбыта, поскольку в Европе потребителей мороженой рыбы немного, а поставки в другие страны приведут к росту логистических издержек».
Представитель эстонской молочной компании Maag Grupp рассказал «Газете.Ru», что меры российского правительства по ограничению импорта серьезно ударят по расширению экспорта как фирмы в частности, так и эстонского молочного сектора в целом. Вместе с тем, в компании также отметили, что прибалтийские производители в целом привычны к постоянным запретам на ввоз их продукции в Россию, поэтому даже до текущего запрета правительства производители не рассчитывали на перспективный для развития российский рынок.
Во французской компании Deladoire Et Fils, которая занимается поставками рыбы и морепродуктов по всему миру, отметили, что больше от санкций пострадают российские потребители: «Конечно, это нанесет вред, но больше России, чем нашей компании. Это политическое решение, и мы, к сожалению, не можем ничего с этим сделать». В Россию компания экспортирует 200–500 кг продукции в неделю.
Обращаться в ЕС за компенсациями Deladoire Et Fils не планирует. Более того, вряд ли ЕС будет кому-то компенсировать потери, считают представители компании. Ранее польские аграрии, чьи фрукты попали под запрет в России, заявили о намерении добиться компенсации от ЕК. Не исключено также, что за этим последуют обращения в ВТО.
Проблемы могут возникнуть и у работающих на российском рынке зарубежных компаний, которые импортируют сырье из-за рубежа.
В ЕС подсчитывают потери
«Сложная ситуация обстоит и с цельным молоком, поскольку в России этого сырья пока недостаточно, — говорит Райх. — Наша компания импортирует его из Литвы и Польши». Спрогнозировать, как изменятся цены, невозможно, сказал Райх: с одной стороны, могут увеличиться транспортные издержки за счет изменения страны происхождения товара, с другой, в связи с запретами могут высвободиться значительные транспортные мощности, в частности, на польском направлении.