Белоруссия в самое ближайшее время собирается урегулировать все торговые разногласия с Украиной. Минск уже пообещал Киеву не продлевать лицензирование импорта ряда товаров из-за пределов Таможенного союза.
«Есть некоторое недопонимание. Выход из ситуации видится в оперативном и плотном диалоге, взаимодействии с нашими украинскими партнерами. Без этого мы себе не представляем разрешение ситуации», — заявил журналистам в среду директор департамента внешнеэкономической деятельности МИД Белоруссии Игорь Назарук. Чиновник выразил надежду, что торговый конфликт между соседями может быть улажен «уже в перспективе ближайших десяти дней».
Еще на прошлой неделе пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик грозил Киеву принятием «мер адекватного реагирования» в связи с тем, что Украина подняла до 60% пошлины на ввоз белорусских холодильников, пива и автомобильных шин. Киев принял это решение после того, как украинские экспортеры пива, мясных продуктов и кондитерских изделий стали жаловаться на то, что Минск искусственно ограничивает их импорт с помощью административных барьеров.
Таможенный конфликт между соседями наблюдатели по обе стороны границы успели окрестить «торговой войной», в которую Белоруссию втянула Россия.
Подобные заявления базировались на том, что Минск якобы ввел ограничения на ввоз украинских товаров после встречи Александра Лукашенко с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем.
На самом деле Белоруссия начала вводить запреты в отношении продукции с Украины еще в июне: украинских производителей их белорусские коллеги обвинили в демпинге. Вслед за этим в белорусских магазинах запретили продавать пиво в пластиковых бутылках: заграничное получалось намного дешевле отечественного, из-за чего местный напиток оказывался неконкурентоспособным. В ответ 16 июля Украина ввела заградительные пошлины на белорусскую молочную продукцию, кондитерские изделия, пиво, электролампы накаливания, удобрения, шины, холодильники.
29 июля Минск пошел на попятную. «Мы тем самым показываем: у нас ограничений нет, но если Украина решений не отменяет, то мы пересмотрим свою позицию. Здесь механизм с предохранительными элементами», — объяснил Назарук. Попутно стало известно, что Лукашенко принял предложение президента Украины Петра Порошенко выступить посредником в организации переговорного процесса с Москвой и лидерами ДНР и ЛНР. Кроме того, Минск согласился подписать соглашение о демаркации белорусско-украинской госграницы.
Этого решения Украина добивалась от соседа долгие годы — четкие границы нужны ей для сближения с ЕС.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц убежден, что уже скоро все торговые конфликты между соседними государствами будут улажены. «Конфликт никому не нужен, Украина — важный партнер», — заключает он. Действительно, в прошлом году Украина поставила в Белоруссию пива и кондитерских изделий на общую сумму $70 млн. А Белоруссии продала соседу одних только автомобильных покрышек на $90 млн. Кроме того, было поставлено молочных продуктов на $17 млн, а холодильников — на $53 млн.
В прошлом году объем белорусского экспорта на Украину составил $4 млрд, обратный поток был вдвое меньше.
Столь заметная разница делает Киев едва ли не самым выгодным для Минска торговым партнером. Особенно если учесть, что львиную долю поставленных на Украину товаров составляют бензин и дизтопливо — ключевые статьи белорусского экспорта. Впрочем, возможность для давления на Украину Белоруссия для себя оставила. 29 июля главный ветеринарный врач республики Юрий Пивоварчик не исключил, что может ограничить импорт из соседней страны говядины, молока и молочной продукции. Такое заявление Пивоварчик сделал в беседе с заместителем руководителя Россельхознадзора Евгением Непоклоновым.
Эксперт экономических программ киевского Центра Разумкова Екатерина Маркевич говорит, что потеря украинского рынка сбыта может стать для Белоруссии «большой проблемой». За пределами Таможенного союза ни одна страна не покупает так много белорусских нефтепродуктов, сельскохозяйственной продукции и продукции машиностроения, как Украина, подчеркивает эксперт. По словам Маркевич, разрыв торговых отношений между Минском и Киевом будет означать для первого «миллиардные потери».
Директор украинского консалтингового агентства ААА Сергей Наливка также отмечает, что 80% белорусского экспорта на Украину — это нефтепродукты. Если Украина закроет свой рынок для всех белорусских товаров, кроме бензина, Белоруссия потеряет по меньшей мере $400 млн. Для республики, золотовалютные резервы которой в настоящее время составляют всего $3,5 млрд, это большая сумма. При этом для Украины, по его словам, последствия в случае разрыва отношений были бы куда менее значимыми.
О том, что Украина — важный рынок сбыта для Белоруссии, говорил в июне и сам Лукашенко. «Меня удивило, что в это время, в этой неразберихе, когда на Украине временно не было с кем разговаривать, у нас даже товарооборот снизился всего на 3%. Это о многом говорит. Мы востребованы здесь», — заявлял белорусский президент. И выражал надежду, что в ближайшие пять лет товарооборот между странами вырастет с прошлогодних $6 млрд до $15 млрд. Правда, своего пика объем взаимной торговли между странами достиг в 2012 году — $7,9 млрд.
Независимый белорусский экономист Сергей Чалый говорит, что вопрос взаимных претензий «практически решен». «Осталось только, как говорится, из руки в руки деньги передать. Нашим не хочется репутационных потерь. Понятно, что в итоге все отыграют назад и с одной, и с другой стороны», — заключает он.