На фоне угроз ужесточения санкций со стороны Европы и США к России из-за конфликта на Украине министр сельского хозяйства Николай Федоров поспешил заявить, что даже полный запрет поставок продуктов из этих стран не скажется на российских прилавках. По его словам, в случае потенциального введения Европой и США запрета на поставки продукции в Россию потребители не почувствуют особой разницы.
«Каких-то масштабных изменений или дефицита из-за того, что мы сейчас наблюдаем, мы не прогнозируем. <…> Какие-то шероховатости могут быть в замене по времени, но в среднесрочной перспективе я не вижу, что могут быть какие-то заметные сбои на прилавках из-за политических процессов, происходящих сегодня вокруг России», — отметил Федоров.
Согласно недавнему докладу Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) о продовольственной безопасности страны, Россия полностью обеспечивает себя продовольствием лишь по некоторым наименованиям.
Например, в России полностью выполняется норма по зерну и картофелю: уровень продовольственной безопасности по этим продуктам составляет 134,8 и 103,7% соответственно при необходимом минимальном уровне 95%.
По молоку и молокопродуктам (необходимый уровень по текущим стандартам — минимум 90%), а также по мясу и мясопродуктам (85%) самообеспеченность не достигается: пока что не хватает около 10% по каждой категории.
По отдельным видам молочного и мясного продовольствия уровень продовольственной безопасности достаточно низок.
По животному маслу уровень за 2012 год составляет 65,4%, по молоку и сухим сливкам — 58,5%, по сырам — 53,2%. Уровень самообеспечения свининой и субпродуктами из нее достигает 63,2%. Самая опасная ситуация в России складывается с продуктами из говядины: по данным РАНХиГС, в 2012 году самообеспечение по ней достигало всего 37,7%.
Тем не менее наш дефицит в мясе покрывают в основном другие страны, а не грозящие санкциями США и Европа.
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2012 году из стран Европейского союза в Россию поставлялось лишь 8% всей импортированной говядины.
Поставки мяса из стран Европы и США, несмотря на большую долю импорта из этих стран в прошлом, ранее были прекращены в связи с несоответствием фитосанитарным требованиям Россельхознадзора, а также из-за недавней вспышки африканской чумы свиней в Европе. Правда, в случае санкций речь может идти об отказе от специфических колбас и, например, испанского хамона.
В случае применения продовольственных санкций наибольший урон понесут рынки сыров и творога: на ЕС приходится 15% завозимого молока, 31% масла и 62% сыров и творога.
Правда, выпадающие в случае санкций объемы могут быть компенсированы наращиванием поставок из третьих стран, считает эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко.
Альтернативными Европе поставщиками молочной продукции для России могут выступить страны Таможенного союза, то есть Белоруссия и Казахстан, которые в 2012 году продали нам 77% всего молока, 34% масла и 17% сыров и творога. Сливочное масло можно поставлять из Австралии и Новой Зеландии, предлагает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Например, поясняет она, Белоруссия может заменить объемы поставок молочной продукции из Европы, однако белорусская продукция не будет соответствовать европейской по качеству. «В случае каких-то продовольственных санкций с голоду мы не умрем, но изменится структура потребления, — предупреждает Шагайда. — С полок исчезнут европейские, относительно дорогие продукты, ведь Белоруссия поставляет простые сыры, а страны Европы — более изысканные. Мы же видим в магазинах, например, французские сыры. Это некий особый сегмент продукции, недешевый».
В зависимости от импорта находится рынок овощей и фруктов. «Импорт продуктов данного сегмента составляет более 30% от объемов потребления», — сообщила «Газете.Ru» Тюрина. Это связано с тем, что большая доля овощей и фруктов производится в личных подсобных хозяйствах и эти продукты не поступают на розничный рынок, а потребляются там, где они выращены.
Объемы промышленного производства, в свою очередь, не могут обеспечить потребности городского населения, поясняет Тюрина. Помимо этого наши технологии отстают от технологий стран — поставщиков овощей и фруктов, а также для некоторых видов продуктов есть несоответствие климата. «Что касается борщевого набора, мы выращиваем продукцию в достаточном объеме, однако в России пока нет возможностей для длительного хранения продуктов. В связи с этим в осенне-зимний период приходится импортировать картофель, морковь, лук», — рассказывает Тюрина. Впрочем, рынок овощей и фруктов также не особо пострадает в случае продовольственных санкций, поскольку из Европы и США поставляются малые объемы продовольствия. «По овощам и фруктам основные партнеры России — это Турция, Египет и Китай. Из Европы поступает немного», — утверждает Тюрина. В серьезной зависимости от Европы находится салатный сегмент: зимой и весной салатную группу продуктов привозят к нам из Италии, Испании, Польши.