В понедельник в Ярославле состоялось заседание президиума Госсовета, посвященное безопасности дорожного движения. В ходе форума федеральные чиновники высказали свои предложения по изменению законодательства в этой сфере.
Открывая заседание, Владимир Путин заявил, что большинство трагедий на дорогах происходит по вине водителей, из-за их агрессивного вождения и неуважения к другим участникам дорожного движения, и что в обществе необходимо воспитывать культуру вождения. «Делать это нужно одновременно с ужесточением наказаний за нарушения ПДД, — пояснил президент. — Мы видим на практике, что именно эти меры помогли решить проблему с ремнями безопасности, например, заставили устанавливать в салонах машин кресла для детей. В результате этих и других решений вдвое снизилось число погибших в городах и населенных пунктах, но их количество остается тем не менее неоправданно высоким».
Президент констатировал, что за последнее десятилетие на дорогах страны погибли 350 тыс. человек. «Это население достаточно приличного города», — отметил он. При этом глава государства подчеркнул, что фактор массовой автомобилизации не может быть обоснованием неизбежности ДТП и их последствий.
Путин напомнил, что в мае прошлого года дал поручение правительству принять дополнительные меры по снижению смертности от ДТП. «В августе правительство утвердило соответствующий план мероприятий, в котором в том числе было намечено внести в Государственную думу 13 законопроектов, — отметил президент. —
Однако все сроки были нарушены, в Госдуме сейчас всего один законопроект, остальные все еще проходят согласование в правительстве.
Прошу под личную ответственность соответствующих министров, руководителей ведомств, которым была поручена подготовка этих документов, внести их в парламент с тем, чтобы они, как и было запланировано, были приняты в весеннюю сессию этого года».
Путин призвал ужесточить ответственность за «встречку»
В своем монологе президент отдельно остановился на тех пунктах ПДД, за нарушение которых, по его мнению, ответственность необходимо ужесточать: проезд пешеходных переходов и выезд на встречную полосу.
«По‑прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах: в прошлом году — более тысячи человек.
Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах.
В 2015 году отмечен рост ДТП на пешеходных переходах на 2% по сравнению с 2014 годом: всего нарушений — 19 779, 1233 человека погибли», — отметил Путин.
В то же время, по его словам, самым распространенным происшествием с тяжелыми последствиями остается выезд на встречную полосу. «Наказание вплоть до лишения прав не останавливает лихачей, в результате их безответственного вождения гибнут ни в чем не повинные люди. Полагаю, что правительству необходимо представить план мероприятий по комплексному, системному решению этой проблемы», — заявил президент.
На деньги нарушителей начнут строить дороги
Помимо прочего, в ходе Госсовета Путин поручил на законодательном уровне закрепить обязательную передачу в региональные дорожные фонды денег, которые поступают в виде штрафов за нарушение ПДД.
Помощника президента Андрей Белоусов пояснил, что в 30 регионах страны деньги из дорожных фондов используются сегодня нецелевым образом. «Не установлена эта норма, Минтранс предлагает ее установить. Поэтому очень разумно, если бы эти штрафы целевым образом нормативно шли в дорожные фонды», — пояснил суть проблемы Белоусов.
«Если есть необходимость зафиксировать это в обязательном порядке на уровне федерального закона, то, наверное, это возможно сделать», — пояснил, в свою очередь, замглавы Минфина Леонид Горнин.
Все аварии заставят оформлять по Европротоколу
Кроме того, президент заявил о необходимости обеспечить массовое оформление незначительных ДТП, в результате которых причинен лишь материальный ущерб, без участия ГИБДД.
«Чтобы убрать лишнее неудобство и формальности, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на массовое оформление ДТП без участия сотрудников полиции», — сказал президент.
Замглавы МВД Дмитрий Миронов отметил, что полный переход на оформление таких ДТП по Европротоколу должен быть осуществлен уже с 1 января 2017 года.
Москва хочет штрафовать водителей вместо ГИБДД
Мэр Москвы Сергей Собянин в своем выступлении коснулся вопросов передачи прав по администрированию различных нарушений КоАП России от правоохранительных органов местным властям в регионах. «Я не думаю, что это должно быть массово, — заявил Собянин. — Только для тех регионов, кто готов к этой работе. Речь идет о парковке на тротуарах. Сегодня мы администрируем меры контроля за парковкой на уличной сети, а нарушения на тротуарах по-прежнему находятся в зоне действия полиции. Если полномочия передать городским властям, то высвободится около 1,5 тыс. сотрудников ГИБДД, которые смогут заниматься угонами и т.д.».
Кроме того, в ходе своего выступления Собянин отметил и необходимость передачи столичным властям полномочий МВД по администрированию нарушений ПДД, которые фиксируются в автоматическом режиме.
«В прошлом году в Москве камерами было зафиксировано 12 млн нарушений ПДД. Формальное оформление этих нарушений ведется ГИБДД. Мы говорили с МВД, что можно передать эти полномочия Москве.
Это позволит наращивать те позитивные тенденции, которые есть в городе», — рассказал столичный градоначальник.
Путин не исключает, что эта инициатива может быть претворена в жизнь. «Наверное, об этом тоже можно подумать, имея в виду, что основную работу как раз муниципальные и региональные власти и проводят по этому направлению», — заявил президент, добавив, что в последнее время аналогичные просьбы исходят и от других руководителей ряда субъектов России.
При этом в ГИБДД неоднократно высказывали критическое отношение к этой идее.
60 млн граждан станут активистами при ГИБДД
Примечательная инициатива была предложена в ходе заседания министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым — внести изменения в КоАП, которые позволят владельцам смартфонов отправлять фото- и видеоматериалы о правонарушениях в ГИБДД и сделают эти материалы легальными доказательствами нарушений.
«У граждан находится около 60 млн так называемых смартфонов — телефонов с камерами, на которые можно устанавливать приложения. Идея заключается в том, чтобы легитимно дать им возможность отправлять те нарушения правил дорожного движения, которые они увидели — будь то пешеходы, участники дорожного движения, парковка на тротуарах или, может быть, даже выезд на встречную полосу, — в органы ГИБДД для вынесения протоколов административных правонарушений и привлечения виновных к ответственности», — пояснил министр.
Он также уточнил, что министерство планирует подготовить соответствующие поправки в КоАП. «Там точечная поправка, будем просить наших коллег из Государственной думы тоже оперативно помочь во внедрении данной новой практики», — рассказал Никифоров.
Запрет оставлять детей в машинах
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов в ходе заседания предложил внести в ПДД запрет оставлять детей дошкольного возраста в припаркованных автомобилях.
«Предлагаю внести в ПДД, в главу, которая говорит о парковке и остановке транспортных средств, запрещающее положение — то есть малолетнего ребенка или дошкольного возраста запретить оставлять в припаркованных машинах. Внести в КоАП санкцию за оставление ребенка, чтобы предупредить родителей, — заявил Астахов. —
Ответственность должна быть такая, чтобы задумался водитель: оставлять — не оставлять, то есть примерно как наказание, скажем, за пересечение двух сплошных или за езду в нетрезвом виде».
Он также рассказал Путину о трагических случаях, происшедших в Ставрополе и Ульяновске, когда оставленные в машинах без присмотра дети погибли в результате трагической случайности.
Закрывая Госсовет, Путин еще раз напомнил, что количество погибающих в ДТП людей слишком велико. «Ежегодно 30–35 тыс. погибших на дорогах, кошмар, — резюмировал президент. — Мы сегодня обсудили практически весь спектр этой проблемы, и хочу выразить надежду, что все, о чем мы договорились, и все, что услышали в дискуссиях, будет реализовано на практике.
Но если мы хотим, чтобы эта задача, безусловно важнейшая, решалась, то нельзя этого делать от случая к случаю, от одного совещания к другому совещанию.
Это должно быть предметом нашей постоянной работы и постоянного внимания и федеральных органов власти, и муниципальных, и региональных, и, конечно, общественности. Я вас всех призываю к такой солидарной ответственной работе».