В среду чиновники отчитались о полном урегулировании конфликта с дагестанскими автоперевозчиками, которые около двух недель протестовали против введения системы взимания платы с грузовиков «Платон». Тысячи местных дальнобойщиков в разных районах республики все это время простояли на обочинах дорог, практически парализовав грузоперевозки в Дагестане. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.
Чтобы добиться отмены сбора за проезд по федеральным трассам, дальнобойщики вместе с единомышленниками из других регионов планировали к концу месяца колонной двинуться на Москву. В столице водители намерены были продолжить забастовку и использовать более агрессивные методы, вплоть до перекрытия движения на МКАД. Но, согласно заявлению Росавтодора, во вторник состоялось заседание межведомственной рабочей группы с участием специалистов Минтранса России, Росавтодора и оператора системы «Платон» с представителями автомобильных грузоперевозчиков из Дагестана. Участие в мероприятии приняли также лидеры инициативных групп и организаторы «стоячих забастовок» водителей-дальнобойщиков из Дагестана. По утверждению ведомства, сторонам удалось найти общий язык.
«По итогам переговоров с дагестанскими грузоперевозчиками были учтены их предложения и замечания к работе системы взимания платы «Платон» и достигнуты договоренности о дальнейшей совместной работе всех участников встречи, — заявили в Росавтодоре. — По имеющимся данным, в результате успешных переговоров участники забастовки водителей в Республике Дагестан начали разъезжаться с места проведения их акции протеста».
Согласно сообщению ведомства, в ходе встречи перевозчикам были разъяснены принципы работы системы, поправки в КоАП, касающиеся штрафов, влияние введенного сбора платы за проезд на бизнес и ценообразование. В частности, представители ведомства проинформировали предпринимателей, что в настоящее время в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает поправки в КоАП и снижение штрафных санкций в 100 раз.
Как стало известно на этой неделе, единый штраф за неоплату проезда по федеральным трассам грузовиками массой свыше 12 т уже в начале декабря будет уменьшен до 5 тыс. руб. за первое нарушение и до 10 тыс. руб. за повторное.
Ответственным лицом будет являться собственник автомобиля — не важно, юридическое это лицо или физическое.
«Мы слышим конструктивную критику в части функционирования отдельных элементов системы, что позволяет оперативно устранять «узкие моменты». Пока у перевозчиков остаются вопросы — будем продолжать проводить в регионах разъяснительную работу», — отметил глава Росавтодора Роман Старовойт.
Что говорят в Дагестане
Между тем оказалось, что далеко не все дальнобойщики согласны с тем, что конфликт исчерпан. Более того, они утверждают, что чиновники пытаются выдать тот факт, что многие водители разъехались по домам на отдых, за урегулирование конфликта.
Дальнобойщики утверждают, что намерены продолжить акции, а часть из них даже не планирует покидать посты. «Газета.Ru» дозвонилась тем водителям, которые до сих пор стоят на обочинах.
«Сейчас действительно около половины протестующих разъехались по домам, — рассказал «Газете.Ru» один из участников митинга, член Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов, пожелавший остаться неизвестным. — Но разъехались все не потому, что договорились с чиновниками. Никаких договоренностей нет, просто то полиция нас разгонит, то кто-то решит передохнуть.
Вопросы все остались — мы продолжаем требовать, чтобы «Платон» отменили или как минимум наложили на него мораторий.
Но этого не произошло. Поэтому это все слова, не больше, все осталось так, как и было. Сейчас мы не отказываемся от поездки в Москву, хотя это очень затратное путешествие и надо спланировать все так, чтобы сократить расходы.
Но есть товарищи в Краснодарском, Ставропольском крае, в Тамбове которые также готовы нас поддержать. Не сказать, что все хотят ехать, но других вариантов просто нет.
К нам постоянно кто-то приезжает из различных ведомств, уговаривает уехать, что-то обещают, но в Госдуме уже все давно решено и ситуация остается такой, как была».
Водитель Ибрагим Магомедов, который владеет тремя фурами, прямо стоя на обочине, рассказал о том, что в Дагестане сейчас «творится полный хаос» и уже начались перебои с поставками продуктов в магазины.
«В Дагестане около 15 тыс. грузовиков, и все водители стоят намертво, все бастуют, — рассказал Магомедов. — Никто ничего не нарушает, но все стоят на обочине. И пока государство не пойдет на уступки, мы продолжим акцию.
Мы не хотим, чтобы поднимались цены на перевозки, цены в магазинах, потому что дети будут голодать, нам есть нечего будет. Если надо будет, то устроим марш-бросок в Москву. Конечно, это дороговато, но того стоит. Будем перекрывать дороги. В магазины продукты идут с опозданием, груженые фуры из Дагестана сейчас даже не выпускают. Конечно, нас пытаются разогнать. Приезжали сотрудники ГИБДД — даже били фары, чтобы мы уехали. Приезжают разные люди, уговаривают нас уехать, но мы не собираемся. Будем надеяться, что власти образумятся и уступят. Ведь мы платим все налоги, покупаем дорогой бензин, что еще от нас хотят!»
Председатель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов заявил «Газете.Ru», что акции продолжаются и заявления чиновников — это обман. «Звонил в Хасавюрт, — рассказал Котов. — Дагестанцы стоят. Никто к ним из Москвы не приезжал, а своим они давно не верят».
Деньги пойдут на конкретные объекты
Между тем, как сообщили в Минтрансе, около 39 млрд руб., которые предусмотрены в проекте бюджета Российской Федерации на 2016 года в качестве поступлений в дорожный фонд от системы «Платон», планируется направить для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства.
Среди основных объектов финансирования — строительство и реконструкция автомобильных дорог, мостов и путепроводов и других сложных объектов дорожного строительства согласно поручениям президента и правительства.
«Из общей протяженности региональных и муниципальных дорог на сегодняшний день только 37% соответствуют нормативам. При этом объем ежегодного финансирования дорожной инфраструктуры в регионах составляет всего 13–15% от фактической потребности в инвестициях. В связи с этим «раскрутка» механизма ГЧП позволит переломить сложившуюся ситуацию за счет дополнительных частных вложений», — отметили в Минтрансе.
Напомним, что под давлением перевозчиков правительство ранее уже пошло на уступки. Так, плата за проезд по дорогам общего пользования для грузовых автомобилей массой более 12 т была снижена. С 15 ноября вместо запланированных 3,06 руб. за километр пути перевозчики будут платить только 1,53 руб. Однако выяснилось, что постепенно фиксированный размер оплаты будет расти: с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го стоимость проезда составит 3,06 руб. за километр пути.