Блокаду Крыма оформили официально

Власти Украины объяснили решение прекратить грузовые перевозки с Крымом

Анатолий Караваев, Алина Распопова
ТАСС
Правительство Украины объявило о временной приостановке грузовых потоков железнодорожным и автомобильным транспортом на территорию Крыма и обратно. Ранее с соответствующим предложением к кабинету министров обратился глава государства Петр Порошенко. Одновременно с этим премьер Арсений Яценюк поручил разработать перечень товаров, которые в будущем все же разрешат ввозить на полуостров.

Решение кабинета министров Украины о прекращении грузоперевозок в Крым, с одной стороны, получилось неожиданным, так как было принято в ходе внеочередного заседания, а с другой — вполне ожидаемым. Ему предшествовала публикация в понедельник письма Петра Порошенко, попросившего министров о принятии соответствующего решения.

Президент Украины отмечал, что предлагаемые им меры вызваны «существенным обострением ситуации вокруг региона».

«В последнее время существенно обострилось противостояние между общественными активистами и оккупационными властями Крыма. Возбужден ряд уголовных дел против инициаторов торговой блокады Крыма. Инициаторы бессрочной акции блокирования поставок украинских товаров на Крымский полуостров, которая началась 20 сентября текущего года, требуют полностью прекратить торговые отношения с оккупированной территорией», — заявил Порошенко.

Обвинив Россию в том, что она якобы пренебрегает базовыми правами крымских татар, он заявил, что именно это обстоятельство и является причиной существенного обострения ситуации вокруг полуострова.

Он также попросил правительство создать рабочую группу для всестороннего анализа вопроса о прекращении грузового транспортного сообщения и товарооборота с Крымом. На последовавшем заседании кабинета министров решение было принято. На том же заседании была рассмотрена ситуация и с нарушившимся энергообеспечением Крыма. В частности, Арсений Яценюк потребовал привлечь к ответственности лиц, которыми был подписан действующий контракт на поставку электроэнергии с Украины в Крым.

Что касается грузоперевозок, то по решению правительства в ближайшее время будет определен список товаров, которые ввозить на полуостров все-таки разрешат. «Для того чтобы такой перечень товаров соответствовал интересам Украины, в первую очередь предлагаю привлечь меджлис крымско-татарского народа (организация запрещена в России) к тому, чтобы такое решение учитывало интересы в том числе нашего братского крымско-татарского народа», — отметил Яценюк.

О том, что власти Украины готовы пойти на столь радикальный шаг, впервые стало известно в конце прошлой недели, когда об этом со ссылкой на Петра Порошенко заявили проукраинские лидеры крымских татар. Впрочем, де-факто транспортные потоки на полуостров парализованы с сентября, и правительство лишь зафиксировало статус-кво.

Между тем, по данным министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса, с начала года до начала гражданской блокады Крыма в регион было поставлено продукции на $765 млн. При этом 45% из этого объема пришлось на электроэнергию, а остальное — на продукты питания и товары народного потребления.

Ранее власти Крыма неоднократно заявляли, что перебои с поставками товаров с территории Украины никак не сказываются на ассортименте местных прилавков, так как почти все товары в регион уже завозятся с материковой части страны.

«Вакханалия на границе с Украиной не вызвала негативных последствий для крымской экономики, в том числе в продовольственной сфере. Республика на 95% перешла на российскую продукцию и товары собственного производства, замещение оставшихся 5% — вопрос времени», — заявил не так давно глава парламента Крыма Владимир Константинов. Добиться этого удалось после того, как на доставку товаров в Крым была переориентирована Керченская переправа.

«Любые попытки нарушить привычный уклад стабильной, мирной жизни на полуострове тщетны. Провокаторам не остановить устойчивое развитие российского Крыма», — отметил Константинов.

При этом с поставкой продовольствия с Украины активно борется и Россельхознадзор, который только за семь месяцев этого года запретил поставки около 27 тыс. т продуктов растительного происхождения, то есть порядка 15% от общего объема поставляемых товаров.

Блокада Крыма если и не сказывается на ассортименте местных прилавков, но существенно влияет на цены. Украинские товары и продукты дешевле на 30–40%.

При этом после введения торговой блокады Крыма ее организаторы отмечали, что таким образом планируют бороться и с контрабандой, которая при разнице потребительских цен представляется достаточно выгодным бизнесом. Впрочем, устроившие блокаду крымско-татарские активисты для ее прекращения больше выдвигали политические требования, выполнять которые никто не собирается.

Куда сильнее по властям и жителям полуострова ударила проблема энергообеспечения, образовавшаяся после подрыва на Украине двух ЛЭП. Прекращение энергопоставок застало власти региона врасплох. И если без украинских продуктов в Крыму обходиться давно научились, то полностью заместить электроэнергию в лучшем случае удастся в конце декабря, когда будет налажен энергомост с территории Краснодарского края.

Напомним, что сложности при попытке попасть в Крым со стороны Украины у грузоперевозчиков по разным причинам происходили и раньше. Так, в сентябре прошлого года из-за придирчивого осмотра российскими пограничниками автомобилей граждан Украины и грузовиков украинской регистрации на границе Херсонской области Украины и Крыма при въезде на полуостров образовались серьезные пробки. Тогда хвост из грузовиков и легковушек у пропускного пункта Каланчак (трасса М17) растянулся примерно на 10 км, а у расположенного неподалеку пункта Чаплинка — на 4 км.

В итоге машины простаивали на границе по три дня, что привело к серьезным перебоям с поставками продуктов в магазины Крыма. Тогда же глава республики Сергей Аксенов заявил о том, что на границе с Украиной процветает коррупция. По его словам, от трех до пяти тысяч долларов нужно было заплатить пограничникам, чтобы получить разрешение на пропуск фуры в любом направлении.

В конце апреля 2014 года огромный затор длиной 15–17 км образовался после того, как российские пограничники стали заносить все паспортные данные в электронную базу, выдавать миграционные карты и тщательнее просматривать вещи и документы.

Аналогичная ситуация с многокилометровыми заторами наблюдалась и в июле. Тогда Госпогранслужба также обвинила в происходящем своих российских коллег. «Из-за придирчивых действий российских пограничников к гражданам, которые направляются в АР Крым с материковой части Украины, и в результате непродуманных решений новых властей Крыма образовались километровые очереди», — заявляли в ведомстве. Между тем сложностями автомобилистов успешно пользовались местные жители.

За 400 гривен они через поле помогали водителям проехать прямо к КПП.

Стоит отметить, что в течение лета 2015 года многокилометровые заторы возникали и с обеих сторон Керченской переправы из потока туристов. Действующие там паромы не могли справиться с нагрузкой в пиковые периоды, вследствие чего очередь из водителей с каждой из сторон, в зависимости от сезона, достигала почти 3000 машин. В этих же пробках приходилось стоять и дальнобойщикам. Так, в августе на распределительной площадке «Аэропорт Керчь» своей очереди ждали почти 860 грузовиков, а со стороны Краснодарского края — более 750 фур. Такое скопление грузовиков привело к тому, что водители попытались устроить акцию протеста.