Очередное крупное за последнее время ДТП с участием пассажирских автобусов и большим количеством жертв вызвало широкий общественный резонанс. На 125-м км трассы Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск в среду лоб в лоб столкнулись два автобуса, в которых ехали более 70 пассажиров. В итоге погибло 16 человек, включая ребенка, почти все люди получили травмы различной степени тяжести. Долгое время людям пришлось ждать, пока спасатели смогут вытащить их из раскуроченных транспортных средств. Выживший водитель автобуса, который шел по своей полосе, обвинил в произошедшем своего коллегу. Он заявил, что второй шофер объезжал забивающий на дороге сваи трактор и не убедился в безопасности маневра.
Сразу после произошедшего в Москве состоялось совещание президента Владимира Путина с правительством. По данным «Газеты.Ru», мероприятие на тему безопасности на дорогах было запланировано более недели назад и случайно совпало с датой автокатастрофы. На совещании выступил замглавы МВД России Виктор Кирьянов. В докладе президенту
среди причин крупного ДТП в Хабаровском крае он назвал человеческий фактор и нарушения в обеспечении безопасности при проведении дорожных работ.
«Одна из причин — это человеческий фактор, и вторая причина —там проходили ремонтные работы, устанавливали отбойники и соответствующим образом не обеспечили безопасность при проведении строительных работ», — заявил Кирьянов.
Он пояснил, что речь идет, в том числе, о недостаточном количестве дорожных знаков, предупреждающих о проведении ремонтных работ.
Уголовная ответственность за опасное вождение
Во время совещания Путин обратил внимание членов правительства на рост числа крупных смертельных ДТП. «Слишком часто у нас на дорогах происходят несчастья, причем несчастья крупные, с большим количеством человеческих жертв», — заявил президент.
Чиновники, в свою очередь, предложили свое видение решения проблемы. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил Владимиру Путину ввести уголовную ответственность за опасное вождение.
«Мы просим здесь вашей поддержки, — сказал Шувалов.
— Например, законодательно определить, что такое опасное вождение.
Такой нормы у нас в законе нет, но во многих странах — вплоть до уголовного наказания, когда специально создается (потенциально опасная. — «Газета.Ru») ситуация. Мы это на дорогах видим достаточно часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».
Опасное вождение по палочному принципу
Предложенная первым вице-премьером инициатива немедленно вызвала отклик среди общественности и экспертов. Так, заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин заявил «Газете.Ru», что введение термина «опасное вождение» будет только способствовать развитию коррупции в рядах ГИБДД. По его мнению, единственный выход – улучшать качество дорог и назначить ответственными за их качество самих чиновников.
«Такая норма, как опасное вождение, будет иметь палочный характер, — считает Травин. —
Если комбат на разводе скажет, что нужно за сутки выявить 50 водителей, которые опасно водят, их найдут. Критерии будут такие: частые перестроения, резкие торможения и так далее. Но это все очень субъективно и притянуто за уши».
Не видит собеседник «Газеты.Ru» смысла и во введении различных ужесточений для пьяных водителей.
«Отбирать автомобили — бессмысленно, — считает Травин. — Пьяный водитель может поехать не на своем авто, может угнать машину. Постоянное повышение штрафов и даже введение уголовной ответственности не работает — пьяный водитель неадекватен, поэтому, садясь за руль, не понимает, что ему за это грозит.
Вообще наказания для нетрезвых автомобилистов уже и так ужесточили до упора. Следующий логичный этап — это возвращать смертную казнь».
Ни штрафы за ненадлежащий контроль за аварийно-опасными участками дорог, ни штрафы для компаний-перевозчиков, по убеждению собеседника, не повысят безопасность на дорогах.
«Для крупных перевозчиков, равно как и для дорожников, штрафы в несколько сотен тысяч рублей никогда не станут мотивацией — это просто накладные расходы, — поясняет Травин. — Нужна персональная ответственность для чиновников, отвечающих за проверку технического состояния транспорта, за конкретный участок дороги.
Когда чиновник будет понимать, что его неизбежно посадят вместе с водителем, который устроил ДТП, то приложит все усилия, чтобы эта авария не произошла. Но такого у нас никогда не будет — все чиновники уйдут с госслужбы.
Однако у инспектора ГИБДД и сейчас есть обязанность выявлять причины ДТП и устранять их. Но я видел сотни административных дел, и ни по одному из них инспектор не занимался выявлением причин аварии».
Ответственность за плохие дороги перекладывают на водителей
В свою очередь координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов не считает, что крупных аварий в последнее время стало больше, чего нельзя сказать о количестве погибших в них людей.
«Примерно такое же количество тяжких ДТП происходило и в предыдущие годы, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. — Фуры, которые по габаритам сравнимы с автобусами, попадают в аварии стабильно. Просто в этих ДТП не погибает такое количество людей».
Собеседник «Газеты.Ru» считает, что ДТП, в том числе и с крупногабаритным транспортом, происходят из-за несовременных дорог. «Каким бы водитель ни был профессионалом, он принимает только два основных решения: рулить или нажимать на педали, — говорит «Газете.Ru» Шкуматов. — Но проблема в том, что состояние региональных дорог в России находится в упадке, а нормативы по ним устарели еще 50 лет назад. Например, ширины проезжей части, прописанной в ГОСТе, недостаточно, чтобы на двухполосной трассе автобусы или фуры могли безопасно разъехаться. В итоге водитель лишается возможности рулить: с одной стороны у него обрыв или кювет, с другой — встречный транспорт идет впритирку.
Поэтому региональные дороги между крупными городами должны быть шириной не менее 10 метров, встречные потоки нужно разделять, а там, где есть кюветы, ставить ограждения».
Эксперт также отмечает и проблему ремонта дорог в России, которая также связана с большим количеством аварий. «Насколько ограничивать скорость в местах проведения дорожных работ, как освещать эти участки, как помечать их — эти стандарты есть и сейчас, но их соблюдение сложно контролировать, а за нарушение трудно наказать. Например, гаишник не может заставить дорожников обозначить яму — он может только выписать им штраф за то, что этого не сделали», — уточняет Шкуматов.
25% ДТП — по вине дорожных служб
Отметим, что в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» глава Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт рассказал, что в среднем по стране 25% от всех ДТП происходит по вине дорожных служб. Он уверен, что дорожники также обязаны нести ответственность за качество выполненных работ вплоть до уголовной.
«Мы и наши коллеги, в первую очередь региональные, мы несем ответственность при совершении таких ДТП. Вплоть до и административной, и уголовной, — заявил Старовойт. — Впервые за последние 15 лет на федеральных трассах в прошлом году снизилось число ДТП и снизилось число погибших. Подчеркиваю, федеральных трассах.
Дороги стали лучше. Но при этом повысилась степень тяжести последствий ДТП.
Повысилась скорость движения. Чем выше скорость, тем больше повреждения и ранения людей. Поэтому для нас также один из приоритетов — это повышение безопасности дорожного движения».
В свою очередь генеральный директор радио «Страна» Игорь Моржаретто не считает, что ужесточение ответственности для дорожников может снизить аварийность. По его мнению, достаточно будет контроля исполнения уже действующих норм.
«У нас и так предусмотрена жесткая ответственность для транспортников и дорожников, — рассказал «Газете.Ru» Моржаретто. — Но ответственных лиц реально наказывают так редко, что они этого не боятся. И это уже вопрос к госорганам, которые не контролируют должным образом деятельность организаций».
«Правительственный план — серьезный рывок для изменения ситуации»
Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова рассказал «Газете.Ru», что решение о введении уголовной ответственности за опасное вождение будет приниматься после обсуждения с экспертами.
«Введение уголовной ответственности за любое нарушение, конечно же, очень ответственное решение, — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь вице-премьера Игоря Шувалова Александр Мачевский. — Оно будет прорабатываться вместе со специалистами, включая юристов, также будет обсуждаться на открытых площадках и с экспертным сообществом.
Будет обсуждаться сам термин «опасное вождение», когда он наступает, как будет фиксироваться этот момент.
При этом мы понимаем, что общественность больше не готова мириться с такими дорожными угрозами, как лихачество, представляющее опасность для граждан и их близких. В сфере обеспечения дорожного движения уже сделано и продолжает делаться очень много, например, в области борьбы с пьянством. Сейчас у нас растут штрафы за пьяное вождение, мы изучаем опыт Белоруссии, где у таких водителей изымают автомобили за пьяную езду.
В рамках правительственной комиссии по безопасности дорожного движения были созданы центры, оборудованные специализированными автодромами, на базе которых обеспечены условия для подготовки и переподготовки водителей, привлечены общественные институты к совместным действиям, направленным на сокращение аварийности на дорогах и снижение тяжести последствий ДТП».
При этом представитель секретариата Шувалова подтвердил, что
план правительства предусматривает повышение ответственности за соблюдение требований техрегламентов по строительству, ремонту и содержанию дорог и ужесточение контроля за их исполнением.
Он также устанавливает дополнительные требования к субъектам Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
В правительственной комиссии по безопасности дорожного движения «Газете.Ru» также сообщили, что действующий в настоящее время план по снижению смертности на дорогах включает ужесточение ответственности дорожных служб.
«Можно сказать, что Шувалов ввел в список участников дорожного движения нового представителя — дорожную службу, — рассказали в комиссии. — Первый пункт по степени важности в этом плане — это сами водители, которые допускают опасное вождение или же садятся за руль в пьяном виде, — пояснил источник. — На втором месте дорожники, которые несут ответственность за строительство, содержание и ремонт дорог.
Если дорога построена так, что езда по ней привела к гибели людей, то они также должны нести за это ответственность.
Кроме того, предполагается введение уточнения требований к организаторам дорожных перевозок, дополнение правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров, усиление полномочий надзорных органов в сфере транспорта, а также подготовка работников, занимающихся перевозкой грузов и людей, особенно детей».