Чрезвычайная ситуация «Россия»

В многокилометровом заторе в Тверской области власти обвинили самих водителей

Евгений Шипилов
Несколько десятков тысяч человек оказались на трое суток закованы в гигантском заторе, образовавшемся в Тверской области на трассе М-10 «Россия». В понедельник утром пробка стала рассасываться, но на отдельных участках сложности сохраняются. Власти считают, что в коллапсе на дороге виноваты водители, которые не подготовились к зиме. Помощь людям на М-10 оказывали добровольцы.

Настоящая драма разворачивалась в течение трех суток в Тверской области, где на трассе М-10 «Россия» образовался гигантский затор, в связи с чем власти еще в пятницу ввели режим ЧС. По данным регионального МЧС, из-за снежных заносов движение было серьезно затруднено в Вышневолоцком и Торжокском районах. И если в пятницу вечером сообщалось о пробке длиной около 50 километров, то к выходным появилась информация от очевидцев об огромном заторе длиной в 200 километров. «Пробка в Москву в течение суток образовалась с 300-го по 131-й километр, а по направлению в Санкт-Петербург с 257-го км по 131-й км», — рассказал «Газете.Ru» начальник ФКУ управления дороги «Россия» Дмитрий Волков.

По его словам, ежедневный трафик по этому участку составляет 40–50 тысяч автомобилей. Таким образом, примерно такое количество транспорта несколько суток накапливалось в пробке на трассе М-10.

В МЧС сообщили, что движение транспорта на М-10 было затруднено на восьми участках дороги в Тверской и Новгородской областях. К решению ситуации подключились федеральные министры. В частности, глава Минтранса Максим Соколов потребовал ликвидировать затор к утру вторника, а глава МЧС Владимир Пучков облетел проблемный участок на вертолете.

Утром в понедельник начальник дороги заявил «Газете.Ru», что движение на трассе удалось разблокировать. Хотя, по данным сервиса «Яндекс.Карты», на проблемном участке по-прежнему есть места, выделенные красным цветом, Дмитрий Волков заверил, что затор ликвидирован. «Беспрепятственное движение открыто, грузовые транспортные средства продвинулись в своем направлении, — заявил Волков. — Сейчас проезд обеспечен и трасса открыта для проезда. Пробка уже рассосалась».

По его словам, небольшие заторы на дороге, которые сохраняются до сих пор, связаны с тем, что некоторые водители большегрузов засыпали ночью. «Ночью было проблематично в том плане, что водители были очень сонные и очень нехотя продвигались, — сказал Волков. — Силами ГИБДД они смещаются вперед. Некоторые фуры размещаются на площадках для отдыха, но проезд обеспечен. Двигаться можно и в одну, и в другую сторону. Утром оставшиеся единицы транспортных средств и водители покинут данное место».

По данным ГИБДД на 6.00 мск понедельника, движение восстановлено на всем протяжении трассы, но на некоторых участках замедлено до 30 км/ч.

Председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко говорит, что пробок нет пока только в сторону Санкт-Петербурга. «По последней информации на 9.00, на Питер машины идут спокойно, а из Питера на Москву локальные затыки всё еще есть, но они связаны как с работой дорожной техники, так и с тем, что попадаются машины, которые заглохли или не завелись, приходится их объезжать, — сказал Войтко. — Четыре дня прошло, можно было уже что-то сделать».

По словам Волкова, гигантская пробка образовалась по вине водителей, которые вовремя не подготовились к зиме.

«Там узкое место. И там хроническое место — из-за горловины, — пояснил начальник трассы. – И причина (пробки) до банальности одинаковая — неподготовленность к зиме водителей: лысая резина, и если остановился, то уже в маленький подъем не может подняться. Возникает пробка, машины поддавливают друг друга, транспортные средства не дают места для маневра, а длина большегрузов составляет 20–25 метров — ширина дороги не позволяет развернуть машину в другую сторону. Мы сделали самое сложное, что можно сделать. То, что водители, которые начинают объезжать поток, еще больше ухудшают проблему и не дают возможности подойти ни ГИБДД, ни дорожным службам. Подобраться невозможно из-за сугробов... Ни одна машина не могла пробраться – только пешим ходом».

Между тем, новый глава Росавтодора Роман Старовойт, возглавивший ведомство в ноябре этого года, в понедельник на срочном совещании заявил, что коллапс на М-10 произошел в связи с ДТП, обильными снегопадами, а также отсутствием координации в деятельности служб. «За трое суток выпала месячная норма осадков, дорожные службы работали в усиленном режиме и справлялись, пока не произошло ДТП, - заявил чиновник. - Выводы делать рано. По моей нынешней оценке, основная проблема в раскоординированности деятельности служб. Меньше недели назад проводили селектор - и буквально через 2 дня столкнулись с проблемами. Необходимо проверить еще раз готовность дорожных служб. Мы героически преодолеваем трудности и никому об этом не говорим. Надо заранее предоставлять информацию населению, предлагать пути объезда и активно работать со СМИ и ГИБДД».

Начальник управления эксплуатации и сохранности автодорог Росавтодора Игорь Астахов на совещании отметил, что «органы ГИБДД с большим опозданием прибыли на место ДТП». По его мнению, недостаточная работа ГИБДД со СМИ усугубила ситуацию, которая произошла на дороге. Кроме того, Астахов отметил, что сотрудники ГИБДД не организовали пути объезда через трассу «Балтия», передает «Интерфакс».

Между тем очевидцы, оказавшиеся в пробке в минувшие выходные, сообщали, что к пробке не могли пробиться не только дорожники, но и кареты «скорой помощи». Вдоль дорог стали курсировать спекулянты и продавать продукты питания, воду и сигареты по завышенным в несколько раз ценам. В итоге на помощь людям самоорганизовались добровольцы, которые собирали пострадавшим одежду, воду и продукты питания.

В понедельник глава МЧС признал, что на трассе были реальные проблемы с обеспечением водителей необходимой помощью. «Надо оценить работу всех сил, которые работали, — заявил главный спасатель Владимир Пучков. — У нас были проблемы со стороны дорожных служб, с обеспечением водителей продуктами, водой, медикаментами. Совершенно не было системы информирования водителей о перспективах и принимаемых мерах». Он также добавил, что «это хороший урок для всех служб и руководителей»: «Все руководители должны работать на трассе, а не в теплых кабинетах».

Валерий Войтко утверждает, что Торжок и Волочок на М-10 – проблемные участки для водителей в любое время года. «Наши водители эту ситуацию называют «африканской» пробкой, — говорит Войтко. — Каждый год оказывается, что и дорожники не готовы, и автомобилисты. Но мы не в Африке живем – уже и злости нет, состояние тупого отчаяния: из года в год одно и то же».

Трасса М-10 — основная транспортная артерия для грузопотока из портов Питера в Москву. Однако власти несколько раз некорректно информировали население о ситуации на дороге, уверен Войтко. «Когда это все происходит на питерской трассе и когда в течение четырех дней идет пустая информация, на которую нельзя ориентироваться, — такое ощущение, что у нас две России. Одна на экране телевизора, а другая реальная, что там происходит на самом деле. У мужиков сложилось четкое мнение, что власти всячески приукрашивали ситуацию, но они не надежду давали, а еще больше усугубляли. МЧС бодро рапортует, что все расчистили, и транспортные организации выпускают фуры, а ситуация еще больше усугубляется. Начальство прикрывало себя: чем меньше масштабы бедствия, тем меньше наказание».

По его словам, пробка растянулась не на 30–40 километров, а гораздо больше. «По факту таких отрезков было несколько и повторялись три-пять раз», — говорит Войтко. «Некоторые изредка видели гаишников, которые пытались разруливать критичные ситуации, — продолжает он. — Масштабы этой стихии и участия в ликвидации этих последствий всех этих служб несопоставимы. Тонким слоем размазали эту помощь по всей трассе. Кто-то видел пункты помощи, но для подавляющего большинства она пролетела мимо».