Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

VoIP и сотовая связь: будет ли конкуренция

,
Развитие мобильного ШПД (широко-полосного доступа) может вдохнуть новую жизнь в технологию VoIP. Как будет развиваться рынок VoIP-телефонии и станет ли она реальным конкурентом голосовой сотовой связи?

Каков главный тренд развития VoIP телефонии?


Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин:

Пожалуй, основной тренд в развитии VoIP-телефонии в частном секторе в России ― существенный рост популярности P2P-решений, таких как Skype, SIPNET и др. Это происходит в первую очередь благодаря развитию широкополосного доступа и росту осведомленности пользователей об этих технологиях. Сделать бесплатный видеозвонок в любую точку мира или позвонить на обычный телефон в разы дешевле, чем у традиционных операторов дальней связи ― эти преимущества делают «скайпоподобные» программы настоящим хитом.

Аналитик ComNews Research Марина Коробкова:

Можно совершенно точно говорить о росте рынка VoIP-телефонии. Качество VoIP зависит от скорости передачи данных и сети провайдера, а эти показатели с каждым годом в России улучшаются. Уровень проникновения ШПД в России по итогам 2009 года составляет приблизительно 19%, в то время как в 2007 году был на уровне 8%. Ежегодный рост абонентской базы ШПД на 40%, политика низких цен VoIP, развитие мобильного WiMax и 3G-сетей, повсеместное развитие культуры использования интернета ― все это неизбежно приведет к росту рынка VoIP в России в 2010―2012 годах.

Во всем мире объем продаж IP-телефонии в корпоративном сегменте уже несколько лет превышает объем продаж портов для традиционной телефонии. В 2010 году в России это направление также начнет развиваться более активно, а к 2012 года проникновение VoIP на корпоративном рынке вырастет в 1,5 раза. Малый и средний бизнес пользуется всеми известными приложениями Skype, Sipnet и т. д. Более крупные компании используют IP PBX-решения и хостируемые системы унифицированных коммуникаций (UC), а такие системы обычно используют IP-телефонию для звонков на внешние номера. По итогам 2009 года доля VoIP в совокупном трафике дальней связи в России находится на уровне 10%, в 2010 году ожидается 20%.

Может ли мобильная VoIP-телефония стать конкурентом сотовой связи?

Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин:

Для активного развития мобильной VoIP-телефонии прежде всего необходимы «коробочные» решения ― устройства со встроенным Skype. Учитывая, что сотовые операторы фактически уже прибрали мобильную розницу к своим рукам, ожидать, что в ближайшее время в России начнется массовая продажа таких терминалов, не стоит. Мобильный VoIP ― это «главный враг» основному бизнесу сотовиков, поэтому они не будут «рыть себе могилу». Возможно, они попытаются развивать собственные приложения и каким-то образом монетизировать этот сервис.

Конечно, уже сейчас можно устанавливать на смартфоны и коммуникаторы с поддержкой 3G и Wi-Fi VoIP-приложения типа Fring, которые интегрируют в себе несколько SIP-аккаунтов, однако это доступно только достаточно продвинутым пользователям. Кроме того, бесплатный Wi-Fi существует далеко не везде (в регионах его практически нет вообще), а за трафик в сетях 3G нужно платить. С другой стороны, есть мобильный WiMAX, который служит хорошим транспортом для VoIP. Yota уже анонсировала соответствующий телефон и планирует развивать IP-телефонию. Но это направление «выстрелит» только после того, как будет обеспечено хорошее покрытие и на рынке появится не один телефон, а, скажем, десять и по доступной цене.

Руководитель отдела мобильных решений ИК «Финам» Константин Каменев:

Существенная часть доходов операторов сотовой связи от голосового трафика ― это трафик абонентов, находящихся в роуминге. Цены на роуминг высоки, и развитие мобильного ШПД, возможность установить в смартфон клиент, подобный Skype, существенно сократит доходы оператора.

Простой пример. Абонент находится в дальнем зарубежье, на его смартфоне уже установлен тот же Skype. Абонент подключается к беспроводной сети отеля и совершает вызов в Россию. Оператор не участвует, ARPU данного абонента не растет. Это уже прямая конкуренция между VoIP и сотовой связью. Такая ситуация, конечно, не может радовать оператора. В итоге большинство операторов (пожалуй, кроме компаний, которые получают основной доход от услуг по передаче данных) не заинтересованы в развитии VoIP в своих сетях.

Несмотря на это, говорить о серьезной конкуренции между VoIP и традиционной мобильной телефонией пока рано. Но использование VoIP помогает абонентам существенно экономить. А поскольку уровень технической грамотности абонентов растет по экспоненте, то VoIP ждет радужное будущее.

Аналитик ComNews Research Марина Коробкова:

Конечно, VoIP вступит в конкурентную борьбу за абонентов подвижной связи. Можно назвать лишь несколько преград, что могут замедлить данный процесс:

- возможные государственные запреты, лоббируемые операторами сотовой связи;

- отсутствие как регистрации у компании, так и самого законодательства, регулирующего данные услуги;

- стереотипы и привычки абонентов. В данном случае работает «правило нажатия дополнительной кнопки», т. е., чтобы найти программу, установить, запустить ее и т. д., нужно произвести несколько итераций, и не каждый, даже ради очевидной экономии, сделает это. При обращении с ПК пользователь готов к совершению данных действий, однако мобильное устройство ассоциируется со скоростью и простотой обращения.

Пресс-секретарь ОАО «Вымпелком» Ксения Корнеева:

Если говорить в целом о передаче голоса по IP-сетям, то ее в той или иной степени применяют все крупнейшие операторы, т. к. существующие сети и решения преимущественно являются гибридными. Если же речь идет об абонентских решениях, т. е. передаче голоса через интернет непосредственно от абонента, то их предоставляют небольшие компании. Такие решения плохо соответствуют отраслевому законодательству РФ по связи и требованиям регулирующих органов. Это одна из причин, почему ими не занимаются крупные операторы. Кроме того, такие решения не позволяют гарантировать качество предоставляемого сервиса, что не подходит для крупных операторов.

Важной причиной отсутствия на этом рынке крупных игроков является специфическая аудитория пользователей. Подавляющее большинство пользователей интернет-телефонии не готовы платить разумные деньги за услугу. Они готовы мириться с низким качеством связи, ее периодическим отсутствием, но при этом хотят звонить либо бесплатно, либо по очень низкой цене. В результате все попытки коммерциализировать продукт, даже за счет рекламы, обычно терпят неудачу.

У компаний, предлагающих IP-телефонию конечным абонентам, сегодня довольно много клиентов. Это связано с низкой или даже нулевой стоимостью услуги. Однако, несмотря на большое количество пользователей, заработать этим компаниям удается с трудом (ставка на размещение рекламы в программном обеспечении и допслуги себя не оправдала). Основным источником поддержания существования таких операторов является покупка наиболее дешевого голосового трафика по различным направлениям дальней связи (без учета качества и стабильности этих каналов). Серьезную конкуренцию фиксированной и мобильной телефонии они пока не составляют, т. к. заметно уступают в качестве и не способны обработать серьезные объемы голосового трафика. Они служат пока больше средством развлекательным и средством не обязывающего общения, и строить свои отношения с оператором, который может завтра сменить свое юридическое лицо и закрыть бизнес, многие абоненты не готовы на серьезной основе. Абоненты также легко относятся к этим операторам, демонстрируя практически нулевую лояльность.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:

Программы IP-телефонии нашли распространение среди узкой группы пользователей. Для массового потребителя одним из недостатков этого вида услуг стало низкое качество связи при использовании IP-телефонии. Поэтому мы не опасаемся миграции голосового трафика в Skype и подобные сервисы.

Директор по развитию бизнеса столичного филиала ОАО «Мегафон» Василий Кузичев:

В перспективе такой вариант не исключен. Но для этого необходимо решить вопросы, связанные с качеством услуг, удобством их использования и тарифами. На сегодняшний день эти вопросы не решены, и поэтому традиционная телефония выгодно отличается от VoIP. Сейчас «Мегафон» продвигает собственное VoIP-решение ― услугу, которая позволяет совершать звонки с персонального компьютера на другой компьютер или мобильный телефон, и эта услуга пользуется определенной популярностью у пользователей.

Директор департамента пользовательского оборудования компании Yota Сергей Карманенко:

Популяризация голосовой IP телефонии на мобильных устройствах будет следствием естественной эволюции традиционной сотовой связи.
В качестве провайдера сервиса VoIP не обязательно будет Skype, сервис могут развивать как действующие участники рынка, так и новые игроки. Например, возможным поставщиком сервиса может быть Google.

В каком направлении будет развиваться VoIP-телефония в ближайшем будущем? Чего от нее ждать пользователям?

Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин:

В ближайшем будущем стоит ожидать дальнейшей популяризации P2P-приложений и роста активности ключевых игроков. Уже объявлено о намерении внедрить Skype в телевизоры, SIPNET использовал новый «движок», позволивший значительно улучшить качество связи, и т. д. С другой стороны, усилится давление со стороны традиционных операторов, которые теряют доходы от дальней связи.

Аналитик ComNews Research Марина Коробкова:

Пользователям ждать развития сервисов, объединяющих VoIP и другие возможности IP, в одной программе: Google Voice, Ribbit Mobile, всем известный Skype. Они предлагают пользователю голосовую почту, управление вызовами, интегрированную электронную почту, web-доступ к другим устройствам, видеосвязь и т. д. Можно еще добавить, что большинство звонков VoIP совершается по принципу IP-IP, что является бесплатной услугой. Передача голоса в сети все равно является передачей данных, а совместно со стремительным развитием мобильного ШПД услуга VoIP рано или поздно перестанет существовать как платная.

Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая:

Мы предполагаем, что IP-сервисы сохранят своих приверженцев, но это будет определенная ограниченная группа пользователей. Мы не исключаем, что в будущем по мере развития сетей 3G мы можем разработать специальные предложения для пользователей IP-телефонии.

Директор по развитию бизнеса столичного филиала ОАО «Мегафон» Василий Кузичев:

Полагаю, что одним из ключевых направлений в развитии VoIP-телефонии в целом будет улучшение качества и удобства услуг. Кроме того, будут развиваться смежные сервисы, такие как видеотелефония.

Директор департамента пользовательского оборудования компании Yota Сергей Карманенко:

Будет повышаться качество услуг Skype и других VoIP-сервисов (GTalk, Google Voice, и другие), удобство использования. Большое внимание будет уделяться видеосценариям, видеоконференциям. Количество видеозвонков сильно возрастет. Появится много новых устройств совершенно разных категорий с поддержкой Skype (от плееров до телевизоров). Поставщики VoIP / Video-сервисов будут сотрудничать с крупными операторами.

Новости и материалы
Полицейские поймали детей, пытавшихся ограбить магазин в Петербурге
В Россию вернули 46 плененных жителей Курской области
Комитет Госдумы одобрил штраф за повторное управление авто без ОСАГО
В Британии заявили об «очень опасном этапе» конфликта после выступления Путина
МИД Белоруссии предложил ЕС вместе бороться с нелегальной миграцией
В России запустили производство «сеткомета» для борьбы с дронами
«Тычут, как обезьяне в зоопарке»: Акинфеев от отказе общаться с прессой
В США одного из богатейших людей планеты обвиняют в мошенничестве
Машина с мирными жителями подорвалась в Курской области
В Петербурге пассажир оказался на рельсах метро
Еще одна страна раскритиковала передачу противопехотных мин Украине
Экс-президент Абхазии покинул страну
Экоактивисты разбили лагерь и вывалили навоз у здания МВД в Риме
Россиянка, получившая огнестрельное ранение в грудь в «Крокус Сити Холле», стала мамой
В Сочи пермяка задержали за демонстрацию нацистских татуировок
Премьер Литвы призвала НАТО отреагировать на повреждение кабелей в Балтийском море
Российские финтех-компании начали развивать новую концепцию суперприложений
Трое украинских волейболистов не вернулись в страну после игр за границей
Все новости