За счет чего появляются, существуют и развиваются бесплатные мобильные сервисы?
Ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин:
Бесплатные мобильные сервисы могут существовать и развиваться различными способами. Например, за счет крупной компании, которая развивает бесплатные сервисы из имиджевых соображений и повышает привлекательности своего бренда, характерный пример — «Яндекс карты».
Еще один источник монетизации бесплатного сервиса — мобильный трафик. В этом случае оператор связи делится доходами от мобильного трафика, генерируемого ресурсом, с его владельцем, причем стоимость трафика при посещении такого ресурса может быть больше, чем обычный интернет-трафик. Также не стоит забывать и про традиционную рекламную модель извлечения дохода.
Аналитик аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Прежде всего, за счет рекламы. Мобильная активность Google это демонстрирует со всей очевидностью. Другая тенденция, которая сегодня пока не столь очевидна, — за счет «подпитки» мобильных сервисов со стороны операторов. Любой мобильный сервис — это прежде всего трафик: чем его больше, тем оператору выгоднее. Вопрос только в том, в какой форме это делается. Кто-то предпочитает форму той же рекламы, кто-то пытается создавать собственные сервисы (самостоятельно или в сотрудничестве с вендорами).
Аналитик ИК «Финам» Константин Каменев:
Бесплатные мобильные сервисы существуют в основном за счет рекламы. Есть ряд сервисов, спонсируемых торговыми марками. При этом сами сервисы по контенту тесно связаны с ними. Широко распространены бесплатные сервисы с использованием мобильных купонов, предлагающих скидки или бонусы при приобретении тех или иных товаров и услуг. Но все-таки самая распространенная модель, когда основной функционал сервиса бесплатен для абонента, а все дополнительные свойства, улучшающие юзабилити и расширяющие функционал, предусматривают оплату за реальные деньги. Есть ряд сервисов, для которых основная ценность — аудитория, а источник средств существования — спонсорские деньги или собственные средства владельцев, или же это имиджевые дотируемые проекты.
Насколько перспективны мобильные, условно-бесплатные (freemium) сервисы? Могут ли они вытеснить традиционные, платные, или будут развиваться параллельно с ними?
Ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин:
Тут много будет зависеть от характера мобильного сервиса. В мобильной индустрии Freemium модель не всегда будет работать, поэтому развитие будет происходить параллельно: в одних областях будут развиваться платные сервисы, в других бесплатные или условно-бесплатные.
Аналитик аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Вполне перспективны, собственно, модель freemium — она сейчас почти основная в интернете вообще, неважно, обычном или мобильном. А вот говорить о вытеснении сложно, ситуация развивается иначе, тут как раз распространенные онлайновые сервисы проникают в мобильный сегмент. Mail.ru с мобильными почтой, картами, мессенджером. Яндекс с мобильными пробками. Бесчисленные виджеты для доступа в FaceBook, «ВКонтакте», «Одноклассники», которыми сейчас напичкан чуть ли не любой современный телефон. О Google можно даже не говорить.
Аналитик ИК «Финам» Константин Каменев:
Развитие будет происходить параллельно. Все зависит от тематики сервиса. Например, почтовый сервис будет полностью бесплатным, а портал знакомств с впечатляющим функционалом никогда полностью бесплатным не станет. Бесплатный, на первый взгляд, сервис, предлагающий «тяжелый» контент, имеет договоренности с операторами о разделении доходов от трафика. Или же сам трафик с этих сервисов тарифицируется по особой схеме. Я не могу сейчас назвать безусловного лидера среди мобильных сервисов (т. е. сервиса, не являющегося «младшим братом» популярного проекта «большого» web, а именно рожденного в мобильной среде). Самые популярные сервисы — это мобильные версии топовых проектов интернета, но так и должно быть, поскольку возможности современных смартфонов позволяют перенести большую часть функционала на мобильную версию. Отдельное место занимают медиа-порталы, предназначенные для загрузки контента в аппараты, но в нашей стране у них нелегкая судьба из-за тотального пиратства.
Аналитик ComNews Research Артём Акчурин :
Если же говорить о мобильной связи, то здесь модель freemium не может работать, так как базовая услуга (в данном случае телефония) в обозримом будущем останется платной. А вообще freemium-модель подходит лишь для стартапов с практически нулевыми операционными издержками. Основная задача модели – привлечь как можно больше пользователей, чтобы часть из них стала премиальной. Честно, сходу не могу представить, где это может быть в мобильных сервисах.
Каковы главные тренды 2010 года в мобильной индустрии?
Независимый эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов Михаил Фадеев:
Усилится противостояние Nokia vs Samsung в узком рассмотрении и европейские-американские производители vs корейцы, китайцы-тайваньцы - в более широком. Прежние лидеры и законодатели мод — Sony Ericsson и Motorola — стремительно теряют позиции, положение Nokia также становится все более шатким. При этом резко укрепляются Samsung, LG, все большую долю рынка устройств захватывает HTC.
Второе. Произойдет значительный рост популярности устройств с сенсорным экраном. Тачскрины станут массовым стандартом, средняя цена на телефон с сенсорным дисплеем будет и дальше падать.
Третье. Возрастет конкуренция на рынке мобильных платформ, появятся новые проприетарные платформы, усилится стремление компаний к переходу на собственные пользовательские интерфейсы, то есть компании будут прятать базовый функционал лицензированной на стороне платформы так, чтобы его было минимальным образом видно.
Ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин:
Думаю можно выделить два главных тренда 2010 года. Первый – это конкуренция мобильных плаформ iPhone, Android, Windows Mobile, Simbian и т.д. Стоит отдельно отметить большой прогресс Android, как в технологическом плане, так и в маркетинговом, в этом году модельный ряд смартфонов на этой платформе сильно увеличится.
Второй тренд – удешевление смартфонов. Из премиум сегмента смартфоны переместятся в средний и бюджетный ценовые сегменты, соответственно, смартфоны превратятся в доступный и массовый товар
Аналитик аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Их два: рост объема услуг, связанных с передачей данных, и попытки вендоров и операторов монополизировать если не весь рынок, то хотя бы свой сегмент. Сегодня неголосовые услуги стали массовым рынком — и рост продолжается. Медиа, видеосвязь, навигация и так далее — это уже не игрушки немногочисленных продвинутых фанатов, а типовые приложения. На этой волне наблюдается некоторый рост интереса к мобильному ПО и контенту, который операторы и вендоры очень не хотят «отдавать на сторону». Пример Apple AppStore оказался заразительным и этой практике пытаются следовать сегодня многие. На наш взгляд, практика эта порочна, ибо связана не столько с пониманием сути рыночного поведения потребителя, сколько с возможностью написать бизнес-план для развития сектора со ссылкой на успех AppStore. При этом забывается, что клиенты AppStore — «ябломаны», а это очень и очень особая группа.
Аналитик ИК «Финам» Константин Каменев:
2010 год пройдет под знаменем мобильного интернета. Современное устройство должно быть производительным и обеспечивать максимум удобств при работе с сетью. А также должно быть синхронизировано с другими хранителями информации пользователя и быть полностью настраиваемым в соответствии с пользовательскими вкусами и предпочтениями. Производители не оставят своих экспериментов с форм-факторами аппаратов. Мобильное устройство также превратится в полноценный индивидуальный платежный терминал, с помощью которого можно оплатить большинство товаров и услуг. Но настоящая революция произойдет тогда, когда стоимость 1 Мб данных в роуминге станет приемлемой для большинства абонентов. Трафик подскочит в сотни раз.
Аналитик ComNews Research Артём Акчурин :
Основной тренд мобильной индустрии — конвергенция интернет и сотовой связи, усложнение гаджетов и их трансформирование в мини-компьютеры с тем же функционалом, что и у классических компьютеров. В далекой перспективе базовой услугой в мобильных сетях станет передача данных, а телефония окажется дополнительным сервисом (возможно, даже бесплатным).