Какие информационные и телекоммуникационные технологии активно используются в автомобилях сейчас и как будут эти технологии развиваться дальше?
Независимый эксперт — аналитик рынка мобильных гаджетов и спутниковой навигации Михаил Фадеев:
На данный момент уже можно говорить о некотором «джентльменском» наборе электронных устройств, которые устанавливает в свой автомобиль «продвинутый» автовладелец. К традиционной магнитоле и парктронику добавляется маршрутный компьютер, интеллектуальная система безопасности (сигнализация + система слежения с использованием спутниковой навигации), автомобильный навигатор с выходом в интернет. Последнее (выход в интернет навигатора) — наиболее актуальный тренд развития устройств спутниковой навигации: появляется возможность использования в автомобиле множества интерактивных навигационных сервисов, первый и самый востребованный из которых — сервис пробок.
Эксперт по рынку встраиваемой электроники аналитической группы Smartmarketing Сергей Гусев:
Использование ИТ в автомобиле можно разделить на несколько направлений, начиная с реакции автомобиля на окружающую среду и заканчивая мощными беспроводными коммуникациями. Навигация — самый простой и очевидный вариант, но если попытаться вообразить облик автомобиля будущего, то сразу же напрашиваются такие вещи, как интеллектуальная радарная электроника и активная обратная связь с действиями водителя: например, «дожать» тормоз, если он недостаточно тормозит и система понимает, что колеса скользят (или, наоборот, ослабить эффект, если неопытный водитель пережал тормоза). Сюда же входит контроль слепой зоны: имея цифровую картину ситуации около автомобиля, довольно просто ее проанализировать. Это уже применяется, хотя пока и нечасто.
Еще одно направление развития — связь автомобилей и дорожной разметки. Сегодня есть несколько экспериментальных проектов такого типа, хотя до внедрения, конечно, еще долго. Тем не менее идея «умной» дорожной разметки очень привлекательна.
Важное направление — контроль водителя. Электроника вполне может оценить состояние человека за рулем — например, по частоте морганий. Если машина приходит к выводу, что водитель устал — его можно разбудить или вынудить безопасно остановиться. Встроенные камеры внутри и вне автомобиля позволят постоянно записывать видео движения — это может быть крайне полезно как при авариях, так и в общении с автоинспекторами.
Ну и, конечно, полностью функциональный автомобильный компьютер. Не те странные решения, которые пыталась выдать за AutoPC Microsoft, а нормальный десктоп, с удобным сенсорным управлением, доступом к интернету и т. д. Причем тут идея легко развивается до уровня «офис на колесах», где кроме компьютера есть принтер, сканер и др. необходимая оргтехника.
Ведущий обозреватель Finamauto.ru Аркадий Флоринский:
В современных автомобилях все чаще можно встретить продвинутую мультимедиа систему, которая умеет не только воспроизводить Mp3/DVD-диски, но и оснащена спутниковым телевидением. Примеров много. Это и многие модели Audi, и Volkswagen, даже Cadillac CTS, который существенно дешевле немецких автомобилей, но имеет встроенное ТВ. Кроме этого, давно перестала быть новинкой спутниковая навигация. Она устанавливается даже на относительно дешевые модели, правда, в виде дополнительной опции.
Развитие этих технологий во многом упирается в безопасность управления автомобилем. Можно сделать проекцию фильма на лобовое стекло автомобиля, но понятно, что эта функция будет использоваться крайне редко, а цена автомобиля увеличится значительно.
Генеральный директор компании «Автоаудиоцентр» Юрий Логинов:
Тенденция заключается в том, что до настоящего времени на автомобиль ставился набор одиночных устройств (магнитола, маршрутный компьютер, охранная сигнализация и пр.), теперь же мы имеем дело с устройством на полноценной операционной системе (Linux, версии Windows, QNX и пр.). На этот полноценный бортовой компьютер «навешивается» множество разных функций, необходимых водителю, тот же парктроник, сигнализация, сканер состояния автомобиля, медиатека. Весь этот функционал активируется соответствующей прошивкой или пакетом ПО, которые водитель может установить или обновить самостоятельно.
Раньше расширение функционала автомобиля ограничивалось наличием соответствующей «железки»: если у вас нет навигатора, то ничто другое не сможет выполнить его функции. В данном случае речь идет о компьютере, к которому можно подключить периферию, установить дополнительное ПО и в итоге получить требуемую функциональность.
Теперь водителю не нужно начинять автомобиль дорогостоящим, ориентированным на конкретную задачу оборудованием. Упомянутый автомобильный компьютер является практически универсальным решением с неограниченно расширяемым функционалом.
Стоит также отметить, что в большинстве автомобилей по умолчанию водителю была доступна только «развлекательная» опция (примитивный автомобильный радиоприемник или проигрыватель компакт-дисков), а также охранная сигнализация, и то далеко не во всех автомобилях. Сейчас при установке бортового компьютера водителю становится доступно большое количество не только развлекательных, но и информационных функций, например, информации о пробках, об аварии и пр.
Начальник отдела по информационной поддержке модельного ряда ООО «Тойота Мотор» Игорь Гапонов:
В настоящее время в автомобилях Toyota и Lexus активно используется система спутниковой навигации с распознаванием голосовых команд (в т. ч. на русском языке) с сервисом онлайн-информации о пробках на дорогах на выбранном маршруте и возможных вариантах объезда.
Для некоторых рынков доступен сервис автоматической передачи координат положения автомобиля в случае аварии в центр экстренной помощи.
Для Японии доступна дополнительная функция системы спутниковой навигации, позволяющая автоматически выбирать оптимальную передачу автоматической трансмиссии в зависимости от скорости движения автомобиля и угла поворота дороги.
Одним из направлений развития, применяющихся в автомобилестроении технологий, является разработка систем, способных автоматически воспринимать дорожную ситуацию, соблюдать выбранную дистанцию между движущимися автомобилями, считывать разметку и дорожные знаки и учитывать эту информацию для регулирования скорости движения и предотвращения аварийных ситуаций.
Пиар-менеджер Audi Russia Анна Трофимова:
Среди ИТ-решений, используемых в Audi, можно отметить навигационную систему MMI Navigation plus и новые системы безопасности и помощи водителю. Автомобильный компьютер анализирует проложенный маршрут и передает данные на блоки управления автоматической коробки передач, фар и адаптивного круиз-контроля(ACC).
Два радиолокационных датчика ACC размещаются в воздухозаборниках в передней части автомобиля. Система позволяет поддерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля на скорости от 0 до 250 км/час. ACC получает информацию о местоположении автомобиля от навигационной системы и работает в тесном взаимодействии с остальными системами помощи водителю — например, с ассистентом перестроения (Audi side assist). С помощью двух радиолокационных датчиков, расположенных в задней части, она следит за обстановкой позади автомобиля. Ассистент сохранения полосы движения Audi вмешивается в действия водителя, если тот собирается перестроиться на скорости от 65 км/час. Если автомобиль начинает приближаться к линии разметки с выключенным сигналом поворота, система включает предупреждающий вибросигнал на рулевом колесе. Кроме того, видеоданные, предоставляемые ассистентом сохранения полосы движения, используются системой ACC и системой адаптивного освещения в поворотах.
Эта информация может быть использована еще одной новой системой – индикатором ограничения скорости, выпуск которого ожидается в середине 2010 года. Система сможет считывать дорожные знаки ограничения скорости и отображать полученную информацию на дисплее панели приборов.
Аассистент ночного видения: центральным компонентом системы является тепловизионная камера в передней части автомобиля. Изображение с камеры обрабатывается компьютером и выводится на дисплей панели приборов.
Система реагирует на инфракрасные лучи, исходящие от теплых объектов. На полученном изображении люди и животные будут выглядеть как светлые силуэты на темном фоне. Программное обеспечение системы позволяет выделять на изображении контуры людей, обозначая их желтыми метками. Если блок управления системы определил наличие опасности наезда на человека, его фигура отмечается красным цветом и включается сигнал тревоги.
Какие принципиально новые решения могут появиться в результате интеграции современных информационных и автомобильных технологий?
Независимый эксперт — аналитик рынка мобильных гаджетов и спутниковой навигации Михаил Фадеев:
Интегрированные решения — новое направление развития автомобильной электроники, однако здесь, как и с любыми новыми технологиями, ориентированными на массовый рынок, должно пройти какое-то время, чтобы потребители поняли преимущества и возможности таких продуктов.
На смену набору узкофункциональных устройств идет новое поколение встроенной электроники — так называемые in-dash-системы с интегрированным в них многофункциональным бортовым компьютером. В данном случае под «бортовым компьютером» я понимаю не то, что сейчас ставят в автомобили, — простейшее устройство, способное калькулировать с десяток параметров движения типа расхода топлива и средней скорости на участке пути. Бортовой компьютер следующего поколения — это именно компьютер, универсальная железка с операционной системой (Windows CE, Linux или своей собственной, проприетарной).
Такой компьютер интегрирует в себе множество разных функций и связан со всеми электронными системами автомобиля, как технологическими, обеспечивающими движение, так и потребительскими — информационно-развлекательными. По сути, такая электронная консоль — универсальный электронный мозг автомобиля.
Преимущества интегрированных систем в том, что они допускают возможности для дополнительного расширения, обновления функциональности посредством перепрошивок («заливки» более нового ПО), установки дополнительного программного обеспечения (если речь идет об открытых платформах типа Windows CE и Linux).
Через 5–7 лет наличие в машине такого практически полноценного компьютера станет нормой для большинства автомобилей среднего ценового диапазона. По моей информации, в направлении установки таких систем также движется часть отечественных производителей — тот же «АвтоВАЗ» изучает возможность расширения штатных пользовательских электронных систем до более функциональных интегрированных решений.
Основные проблемы, препятствующие массовой инсталляции таких систем, в настоящий момент таковы:
1) Дефицит доступных по цене решений. Отечественные разработки стоят порядка 150–250 долларов, импортные — в разы дороже. Надо заметить, что это оптовые цены. До автомобильной розницы подобное решение «доезжает», как правило, лишь как вариант люксовых комплектаций с ценами, превышающими озвученные раза в 1,5–2.
Также надо понимать, что массовое внедрение подобных систем не в интересах автодилеров, которые неплохо зарабатывают, продавая клиенту несколько разных устройств (сигнализацию, маршрутный компьютер, навигатор, парктроник), и по которым сильно ударит установка интегрированных систем уже на сборочном конвейере. То есть дилерский канал будет, насколько это возможно, саботировать подобные решения.
По мере совершенствования технологий, понятно, цены решений снизятся, а конкуренция сделает свое дело — интегрированные системы будут все более массово проникать на рынок. Но пока инсталляции таких систем в России — случаи единичные.
2) Отсутствие явно выраженного интереса к таким решениям со стороны потребителей. Подавляющее большинство потребителей не понимают преимуществ таких систем и не готовы, как они считают, «переплачивать» за такую комплектацию даже минимальные деньги. Рядовым потребителям пока понятнее схема приобретения автомобиля за минимально возможную цену (в минимально возможной комплектации), а потом докупка необходимого оборудования. Пусть даже и с переплатой по отношению к цене интегрированного решения, установленного на конвейере автопроизводителем.
Также стоит отметить небольшой выбор понятных потребителю сервисов, которые требовали бы наличия в машине подобных систем. Пока большинство понятных и часто встречающихся проблем потребителей великолепно решаются отдельными электронными устройствами.
Эксперт по рынку встраиваемой электроники аналитической группы Smartmarketing Сергей Гусев:
Если говорить о концептуальных вещах, то, безусловно, это полностью автоматизированное управление. Это то, что быстро не появится, но, тем не менее, сама идея чрезвычайно интересная. Подвижки тоже есть, но это дело далекого будущего.
Более близкая перспектива решения типа «дополненной реальности» (Augmented Reality), когда на лобовом стекле выводятся подсказки, связанные с внешними объектами, которые наблюдаются через него. Это вполне реальная задача, пусть даже без полноценного распознавания объектов, поскольку в данном случае можно обойтись специальными тегами (обычно в виде двухмерных штрих-кодов), которые считываются автомобильным компьютером и отображаются на экране.
Ведущий обозреватель Finamauto.ru Аркадий Флоринский:
Сложно говорить о несуществующих «умных» новинках, потому что изобретено уже много интересных решений. Просто некоторые из них не торопятся использовать. К примеру, многие производители уже выпускают специальное ПО для сотовых телефонов, которое с легкостью заменяет брелок. Благодаря всего одной программе мы можем дистанционно открыть/закрыть автомобиль, прогреть двигатель и прочее. Другой пример — мультимедийный интерфейс с продвинутым голосовым управлением (причем понимающим русский язык) и отсутствием всяческих джойстиков и кнопок. Вместо них используется тачпад.
Еще одной интересной областью разработок является общение автомобилей по принципу Car-2-Car. Разработка этой технологии сейчас активно ведется в Европе. Эту программу уже поддерживают многие производители. На самом деле вдумайтесь, насколько станет безопаснее и комфортнее водить, когда автомобиль, идущий на километр впереди вас, сообщает, что там образовался затор!
Наконец, уже активно используются системы автопарковки. Автомобиль считывает показания с наружных датчиков и камер и сообщает водителю, что нашел подходящее для парковки место. После этого остается только нажать специальную кнопку и выйти из автомобиля, поставив его на сигнализацию. Остальное машина сделает сама.
Таким образом, в наше время на тему внедрения «высоких технологий» в автомобиле даже фантазировать не приходится. Производители постоянно совершенствуют свою технику, и скорость, с которой движется прогресс в автоиндустрии, поражает.
Генеральный директор компании «Автоаудиоцентр» Юрий Логинов:
Повсеместная доступность высокоскоростного мобильного интернета (EDGE, 3G, WiMAX) и массовое внедрение соответствующих навигационных устройств даст возможность организовать глобальные клиент-серверные системы, которые позволят водителю не только получать полезную для него дорожную информацию (поступающую от других автомобилей и обрабатываемую сервером), но и связываться с другими участниками дорожного движения.
Начальник отдела по информационной поддержке модельного ряда ООО «Тойота Мотор» Игорь Гапонов:
В серии индивидуальных средств передвижения, разрабатываемых Toyota Motor Corporation, — Toyota i-Real, Toyota Personal mobility, Toyota i-Unit — применяются решения, позволяющие обмениваться информацией между такими же средствами передвижения и координировать их перемещения между собой в автоматическом режиме. Например, движение в колонне за головной машиной.
Кроме того, автоматика этих концепт-каров может отслеживать окружающие предметы и предупреждать водителя и других участников движения об этих предметах.