Каковы последние тенденции на рынке смартфонов?
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
В этом году можно выделить три позитивных тренда.
1. Смартфоны стали востребованы именно как смартфоны. Массовым товаром они стали достаточно давно, но, так сказать, не всерьез. На самом же деле потребители часто и не знали, что у них не просто телефон, а смартфон, и уж подавно не осознавали его возможностей. В 2009 году произошла радикальная перестройка восприятия: массовый потребитель осознал возможности смартфона и распробовал услуги, связанные с передачей данных. Тут, конечно, главную роль сыграл iPhone. Сегодня миллионы пользователей освоились с «неголосовыми» возможностями мобильных терминалов: карты, почта, видео, игры, словари и т. д. Именно это обстоятельство будет движителем рынка на ближайшие три-пять лет (безусловно, делая поправку на макроэкономическую обстановку).
2. Экономический кризис вызвал радикальную перестройку потребительского поведения. Посткризисный потребитель начал внимательно изучать возможности, думать, «а нужна ли мне такая-то фича». Раньше такой паттерн наблюдался в среде энтузиастов и любителей, тогда как среднестатистический клиент исходил больше из дизайна, моды и т. д., вопросы оправданности цены его не очень занимали, ибо всегда был ресурс в виде потребительского кредита. Сейчас, как мы замечаем, ситуация резко изменилась. Попутно следует отметить и традиционный тренд к снижению цен.
3. На рынок выходят новые платформы и новые игроки. Тут, думается, комментарии излишни, очевидно, что появление Google Android сильно подстегнет остальных игроков, от Apple до Nokia. И, кстати, стоит отметить активность вендоров: практически все крупные игроки уже анонсировали аппараты на базе Android (за несколькими вполне очевидными исключениями).
Есть и негативные тренды.
1. Централизация в распространении контента и мобильного ПО. По пути, проторенному Apple AppStore, сегодня двинулись многие. Это плохо, прежде всего, потому что сокращается интенсивность конкуренции, что чревато серьезными проблемами в канале разработки и продаж контента и ПО. Собственно, разработчики, которые сотрудничают с AppStore, уже наблюдают весь спектр негативных явлений, и с остальными будет то же, разве что несколько позже. Генетическое разнообразие — залог успешного существования любых экосистем, а разработчики платформ взялись за выращивание динозавров.
2. Начало продвижения в России оператороцентристской модели. Как известно, в нашей стране от операторов мало зависит, какими телефонами будет пользоваться абонент. Им это не нравится по понятным причинам, и предпринимаются попытки в той или иной форме «привязать» абонента. Первым рывком должен был стать официальный выход на российский рынок iPhone, успешные продажи сорвались по причинам макроэкономического плана, но от идеи своей операторы явно не отказываются (например, МТС сегодня активно пропагандируют брендированные телефоны; 3G-модемы в комплектах «мобильного интернета» жестко привязаны к оператору).
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
Первое — это сокращение доли смартфонов в общем объеме продаж. По нашим оценкам, в первом полугодии 2009 года на продажи смартфонов пришлось около 8% продаж мобильных телефонов, хотя в 2008 году рынок «умных» телефонов демонстрировал уверенную положительную динамику (к концу 2008 года на продажи смартфонов приходилось порядка 12–15% всех продаж мобильных телефонов). Т. е. в условиях кризиса многие россияне вообще отложили вопрос покупки телефона на более благополучные времена, а те, кто совершал покупки, в основном отдавали предпочтения недорогим устройствам.
Вторая тенденция — это «вытеснение» смартфонов обычными телефонами, которые все больше и больше «умнеют». Падение спроса, на мой взгляд, усилило конкуренцию между производителями, которые стали искать новые технологии и сервисы, способные привлечь потенциального покупателя, который по каким-то причинам «боится» покупать смартфон. В итоге мы наблюдаем уверенный рост продаж телефонов с сенсорным интерфейсом, интеграцией наиболее востребованных интернет-сервисов на уровне предустановленного программного обеспечения (социальные сети, навигационное ПО), возможность гибкой настройки пользовательского интерфейса («виджеты»). Т. е. технологии, которые раньше были присущи смартфонам, получают все большее распространение в «традиционных» телефонах. Фактически человек, покупающий такое устройство, вынимает его из коробки и начинает им пользоваться, не забивая себе голову проблемами с установкой дополнительного ПО и настройкой телефона. Обратная сторона этой тенденции – это «мимикрия» смартфонов под традиционные мобильные телефоны. Использование «смартфонной» программной платформы дает возможность производителям улучшить уровень реализации различных сервисов, востребованных в современном телефоне (удобная адресная книга, удобный музыкальный плеер и т. п.). И зачастую производитель не афиширует «смартфонную составляющую» таких устройств, т. е. потребитель покупает просто удобный мобильный телефон.
Если же говорить исключительно о рынке смартфонов, то, наверно, наиболее знаковым событием 2009 года можно считать появление программной платформы Android от компании Google.
Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:
Тенденций несколько. Во-первых, 2009 год можно смело объявить на этом рынке годом платформы Anrdoid. Если в прошлом году во всемирном масштабе Anrdoid был представлен в виде пары экспериментальных моделей HTC, то этот год ознаменовался выходом этой платформы на действительно массовый рынок: к производству устройств на базе этой платформы подключились несколько мировых лидеров мобильной индустрии — Samsung, Sony Ericsson, Motorola. Наращивают свою активность на этом направлении и традиционно коммуникаторные бренды — HTC, Acer, а также локальные бренды — в России это RoverPC и Highscreen.
Если еще пару месяцев назад перспективы этой платформы мне казались достаточно спорными, то сейчас при наличии указанного интереса множества ключевых игроков рынка практически из всех сегментов есть понимание, что доля Android будет расти и дальше.
Во-вторых, все большее количество производителей не только «умных» телефонов, но и обычных аппаратов («простых звонилок»), а также программных платформ (операционных систем) делают упор на развитие своей софтверной и главным образом сервисной инфраструктуры. Взять хотя бы те же встроенные в устройства магазины-каталоги. После феноменального успеха AppStore компании Apple в течение этого года практически все остальные игроки рынка пытаются представить свои альтернативные решения, позволяющие выбирать ПО и контент прямо с телефона, скачивать его и оплачивать, используя простые и доступные методы платежей.
Особенно хотелось бы отметить явно наметившийся тренд относительно позиций компании Nokia на рынке смартфонов и коммуникаторов. Компания довольно долго игнорировала сегмент устройств с сенсорным экраном. Первый аппарат Nokia 5800 с тачскрином вышел только в конце 2008 года. До сих пор технологически компания несколько отстает от других игроков рынка в отношении реализации функций сенсорного экрана, компания, по сути, выступает сейчас в роли «догоняющего» в этом сегменте рынка. Думаю, что следующий год ознаменуется активными действиями Nokia, направленными к тому, чтобы «нагнать» технологическое отставание и предельно жестко заявить о своих планах занять лидирующие позиции на рынке устройств с тачксринами. Без сомнения, у Nokia есть все необходимое для того, чтобы это сделать: и технологический, и финансовый ресурсы.
С точки зрения технологий производства устройств также стоит отметить наметившийся массовый переход производителей «умных» телефонов на более современные платформы, основанные на процессорах с тактовой частотой 800–1000 МГц и более — новый виток наращивания мощности мобильных платформ. Сейчас эти процессоры появляются лишь в новинках hi-end, премиум-сегментов (дорогие устройства — от 20–25 тыс. рублей и выше). Думаю, что в 2010 году такие процессоры начнут более массово внедряться в различные устройства, в том числе и среднего ценового диапазона.
Руководитель пиар-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская:
К самым значимым тенденциям рынка можно отнести снижение средней стоимости смартфона, в некоторых случаях на 40–45%. Также отличительной особенностью большинства современных аппаратов стал большой сенсорный экран, отсутствие механической клавиатуры (touch screen), повышение качества дисплеев и более широкое применение ОС Windows Mobile.
Каковы, на ваш взгляд, самые интересные смартфоны 2009 года?
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Мы рассматриваем эту категорию как целостную, называя ее WID (Wireless Information Devices). Исходя из такой сегментации, примерно так:
Sony Ericsson X1 (де-факто появился на рынке в начале года)
HighScreen PP5420 (первый в России аппарат на базе Android)
HTC Hero (ознаменовал переключение HTC на новую платформу и, по сути, стал знаком для остальных вендоров перспективности Android)
Nokia N97 (Nokia сделала хороший клавиатурник, мощный и функциональный)
Nokia N900 (Linux-планшет в своей, пусть и узкой, нише очень востребован, и есть перспективы его популяризации)
GigaByte GSmart S1200 (редкий удачный пример аппарата в стиле iPhone, сделанного азиатским вендором)
Garmin-Asus nuvifone M20 (плод сотрудничества Garmin и ASUS, очень удачный в плане железа и эргономики)
Rover PC Evo X8 (модель, с которой, по сути, началась реклама идеи «мобильного ТВ в кармане», и отличный образец бюджетного аппарата с полной функциональностью)
Mitac Mio Explora K70 (небезуспешная попытка Mio вернуть себе кусочек рынка коммуникаторов)
Можно еще назвать Palm Pre, но в России он официально не продается. Возможно, в следующем году кто-то из профильных дистрибуторов им заинтересуется.
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
На мой взгляд, 2009 год был очень насыщен на предмет знаковых смартфонов от различных производителей.
У компании Nokia я бы отметил модели 5800, N97 mini и E71/E72;
Samsung – I900 и его продолжение I8000, I8910;
HTC – модели Hero и MAX4G.
Я не хотел бы обижать и других производителей, но в таком случае список получится очень длинным.
Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:
Выделю несколько моделей:
HTC Hero — первый реально массовый, так сказать, «отполированный до блеска» (максимально адаптированный под рядового массового потребителя) девайс на платформе Android. Первый массовый Android-аппарат в России.
HTC HD2 — по сути дела, новый эталон мощной современной аппаратной платформы с процессором Qualcomm Snapdragon частотой 1000 МГц. Первое массово продаваемое в России и активно продвигаемое устройство «следующего поколения».
Nokia 5800 — первый массовый коммуникатор с сенсорным экраном от Nokia. Массовые продажи, знаковое устройство для компании и всех поклонников бренда.
Nokia N97 — второе устройство Nokia с сенсорным экраном и первый «клавиатурник» с тачскрином, однако рыночного успеха модели 5800 повторить не удалось.
Sony Ericsson XPeria 1 — я бы назвал эту модель «самым провальным» из всех значимых и заметных устройств рынка. Устройство «опоздало» с выходом на рынок где-то на год. И, как следствие, не оправдало ожиданий индустриальной тусовки по объему продаж и популярности.
Samsung WiTu — в России устройство обозначило настоящий прорыв Samsung на рынке коммуникаторов. Благодаря WiTi компания сумела занять одно из первых мест на рынке «умных» телефонов, состязаясь напрямую только с Apple и вытеснив даже Nokia с её 5800 с первых мест. С технологической точки зрения WiTu — первое устройство, где грамотно реализованы виджеты. С маркетинговой точки зрения рынок просто «отжат» той ценовой политикой, реализацию которой Samsung успешно провел совместно с «Евросетью» во второй половине года — беспрецедентная распродажа WiTu по 14000 рублей.
Предложение действительно уникальное для рынка. Думаю, что после подведения итогов года мы точно увидим Samsung в двойке лидеров сегмента, скорее всего, даже на первом месте, впереди Apple.
Руководитель пиар-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская:
Самым интересным и революционным стал Samsung i900 WiTu, который побил рекорды продаж, а по своей функциональности превзошел именитые новинки рынка. Также можно выделить: HTC hero, Nokia N900, Nokia N 97 mini и Samsung Jet.
Подешевеют ли смартфоны и коммуникаторы в 2010 году?
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Безусловно. Думается, что в 2010 году в России будет пройдена знаковая планка «менее 10 тыс. руб.» за полнофункциональный (с GPS, камерой, Bluetooth, Wi-Fi, гнездами и разъемами, приличной емкостью памяти, радио и др.) аппарат. Во главе этого процесса стоят локальные вендоры вроде Rover Computers и компании, тесно сотрудничающие с «кузницей технологий», азиатскими производителями.
Крупные вендоры весь этот год, так сказать, переживали инерцию, когда уже было ясно, что, например, X1 по 30 тыс. руб. на кризисном рынке не пойдет, они упрямо держали цену. Возможно, потому что план продаж был выработан и утвержден, а в крупной структуре что-то быстро изменить сложно. Но к 2010 году гиганты перестроятся, что, естественно, скажется на средней цене продажи.
Если говорить о мировом рынке, то здесь на ситуацию в первую очередь влияют действия Google, который всерьез намерен превратить WID в рекламоноситель для контекстной рекламы, а значит, будет стимулировать рост числа устройств и снижение их цены, в том числе и выпуская свои собственные модели.
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
Я думаю, что, безусловно, ассортимент «умных» устройств будет расширяться за счет недорогих устройств. Но при этом «топовые» решения всегда будут оставаться довольно дорогими, т. к. это обусловлено себестоимостью производства: мощный процессор, большой объем памяти, большой дисплей — все эти факторы ведут к росту цены.
Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:
Изменение ценового профиля продуктовых предложений в сегментах смартфонов и коммуникаторов уже происходит. Заметно увеличивается предложение в среднем ценовом диапазоне — 12–16 тыс. рублей. Компании увеличивают количество моделей указанного уровня цен.
Также стали появляться модели более низкого ценового уровня — менее 12 и даже менее 10 тыс. рублей. Формирование полноценного low-end-сегмента коммуникаторов (устройств с сенсорным экраном) — уже реальность рынка.
Думаю, что доля устройств среднего и низкого ценовых сегментов в 2010 году будет продолжать расти.
Важно отметить следующий момент: если раньше производители активно меняли базовые платформы своих продуктовых линеек, с частотой раз в 8–12 месяцев выпуская более мощные и компактные платформы, то в 2009 году обозначился тренд на максимальное сохранение производства уже, по сути, устаревших аппаратных платформ, выпуска на их базе максимального числа новых устройств, отличающихся лишь дизайном и «украшательствами». Растягивая срок жизни одной аппаратной платформы, производители увеличивают объемы закупок необходимых запчастей, а также улучшают окупаемость разработок платформ. Это позволяет предлагать устройства на базе устаревших платформ по все более интересным ценам.
С другой стороны, и потребители стали более внимательно относиться к приобретению «умных» телефонов. Устройства на старых аппаратных платформах вполне удовлетворяют повседневным потребностям большинства потребителей, далеко не все уже готовы переплачивать за более мощный процессор, который, по сути, не дает никаких реально ощутимых функциональных преимуществ по сравнению с несколько менее мощной прошлогодней платформой. Цена становится более важным фактором для потребителя, нежели мощность и функциональное наполнение устройства.
Руководитель пиар-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская:
Вероятно, что нет, не подешевеют, просто смартфоны станут еще умнее за те же деньги
Могут ли появится на рынке в 2010 году мобильные устройства в каком-либо новом форм-факторе?
Аналитик группы Smartmarketing Светлана Завьялова:
Маловероятно. Практически все возможные и сравнительно простые с точки зрения технологичности производства варианты уже имеются на рынке. Разве что аппаратов в форм-факторе трансформера нет, а так — полный набор, вплоть до часов. Собственно, осталось что — очки да носимый комплект. С очками тяжело, пока даже лучшие образцы такого рода устройств — не более чем видеоплееры, очень утомительно для глаз. Комплект (когда мобильная система разнесена на несколько блоков: основной — на пояс, коммуникации — браслет на запястье, управляющий модуль — вроде обычного телефона, и все это связано беспроводной сетью типа PAN, Personal Area Network) уже пытались создать, но не слишком успешно, довольно сложная для массового рынка вещь.
Возможно, и появится что-то совсем фантастическое, но вряд ли оно за год дойдет до массового производства. Скорее, будут доводиться существующие форм-факторы.
Директор департамента сотовых телефонов и цифровых устройств J'son & Partners Consulting Сергей Савин:
Думаю, что в 2010 году каких-то радикальных перемен в плане форм-фактора ждать не стоит. Возможны какие-то инициативы, но это, скорее, будет экзотикой. Все-таки в большинстве своем массовый потребитель предпочитает проверенные решения: самым популярным форм-фактором на российском рынке остается классический моноблок, но, с другой стороны, инновационный в свое время форм-фактор «слайдер» уже опередил по популярности «раскладушки».
Коммерческий директор «Вобис Компьютер» Михаил Чернышов:
Я сомневаюсь, что появятся какие-то новые форм-факторы. За десятилетие существования рынка умных телефонов рынок уже сформировал несколько основных форм-факторов умных телефонов:
- Классический бесклавиатурный моноблок. Подавляющее число выпускаемых коммуникаторов.
- QWERTY (слайдер или «раскладушка»). Откидывающаяся или выдвигающаяся буквенная клавиатура. Соотношение продаж с классическими бесклавиатурными моноблоками — приблизительно как 5:1 (на 5 бесклавиатурников 1 клавиатурник).
- QWERTY-моноблок или форм-фактор BlackBerry. Такими устройствами любит «баловаться» Nokia.
- Цифровой слайдер или моноблок с цифровой клавиатурой. В основном опять-таки смартфоны от Nokia и Sony Ericsson без сенсорного экрана.
Думаю, что упомянутые форм-факторы в полной мере удовлетворяют потребностям всех существующих групп потребителей. Появление нового форм-фактора может быть обусловлено только некой технологической революцией, когда устройства получат какую-то функциональность, которая, с одной стороны, будет ключевой по важности и востребованности у потребителей, с другой — её реализация будет банально невозможна в рамках существующих, привычных форм-факторов.
Руководитель пиар-службы компании «Евросеть» Ульяна Смольская:
Вряд ли. Производители предлагали различные варианты моделей трансформеров, однако большинство из них не прижилось.
Остались самые удобные формфакторы: «барфон» (моноблок), слайдер, раскладушка, и к отдельной категории можно отнести touchphone.