Последний аукцион по распродаже имущества ЮКОСа преподнес очередной сюрприз. Вначале информационные агентства привычно передали, что на торгах победила структура «Роснефти». Именно такой вариант развития событий ранее прогнозировался всеми аналитиками, поскольку именно «Роснефть» фактически скупила все интересные активы ЮКОСа, за исключением 20% акций «Газпромнефти», которые приобрела итальянская Eni в интересах «Газпрома». ООО «Промнефтьстрой» купило Yukos Finance на шестом шаге аукциона, предложив 7 млрд 838 млн 361 тыс. руб. при начальной цене 7 млрд 598 млн 361 тыс. руб. С «Промнефтьстроем» конкурировало ООО «Версар», которое, по мнению аналитиков, аффилировано с «Роснефтью». Поэтому многие предполагали, что на аукционе госкомпания будет конкурировать фактически сама с собой — «Промнефтьстрой» специалисты тоже связывали с «Роснефтью».
Однако сразу после того, как ООО «Промнефтьстрой» победилj на аукционе по продаже нидерландской Yukos Finance, ООО «Монте-Валле» в лице своего владельца Стивена Линча заявило, что «Промнефтьстрой» аффилировано именно с «Монте-Вале». По словам Линча, «Промнефтьстрой» действительно ранее принадлежало «Роснефти», однако «Монте-Валле» специально приобрела у госкомпании этот актив для того, чтобы выступить с ним на аукционе по ЮКОСу. Правда, сумму, за которую было приобретено «Промнефтьстрой», Линч не назвал. Линч добавил, что «Монте-Валле», хотя и зарегистрирована в России, является американской компанией, которая занимается в основном недвижимостью.
«Но недавно мы вышли на рынок энергетики», — сообщил Линч.
Как и предполагала «Газета.Ru», последний аукцион по распродаже имущества опальной нефтяной компании не мог пройти без сюрпризов. Судя по всему, в данном случае опять будет реализована очередная многоходовка, похожая на покупку недвижимости ЮКОСа тайной компанией «Прана». По крайней мере, с точки зрения формальной юриспруденции «Монте-Валле» не должна была покупать этот актив.
Дело в том, что покупка Yukos Finance (YF) может доставить компании Стивена Линча серьезные проблемы, ведь голландский суд пока еще не высказал свою позицию по поводу банкротства ЮКОСа, а в его обоснованности у Нидерландов имеются сомнения.
Ранее YF предупредила своих будущих покупателей о возможных осложнениях.
Дело в том, что, по мнению YF, конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун «не сообщил потенциальным покупателям о том, что возможность признания банкротства НК ЮКОС в Нидерландах и применения вытекающих из него последствий серьезно оспаривается со ссылкой на притворный характер этого банкротства». «Ребгун не уведомил возможных покупателей о наличии дела в производстве Европейского суда по правам человека, в котором ЮКОС жалуется на незаконную экспроприацию своих активов, — заявляет YF. — Мы также считаем, что конкурсный управляющий должен уведомить потенциальных покупателей о том, что окружной суд Амстердама вынесет решение по этому вопросу 31 октября».
Хозяин «Монте-Валле», тем не менее, отдает себе отчет, какие проблемы могут возникнуть в связи с новой покупкой. «Мы понимаем все риски, связанные с приобретением Yukos Finance, — сказал Стивен Линч. – И уже имеем определенную стратегию в этом направлении». Такая уверенность, возможно, основана на том, что за компанией стоят сильные российские покровители. Скорее всего, «Монте-Валле» не будет конечным владельцем актива, а должна лишь выполнить роль буфера, чтобы в случае чего взять все юридические проблемы на себя.
Вполне возможно, что «американскость» самого Стивена Линча должна сыграть в будущих разбирательствах особую роль.
По словам специалистов, проблемы у нового владельца YF определенно возникнут. «Монте-Валле» — самостоятельный игрок, финансовый посредник, который использует рыночную ситуацию для совершения выгодных сделок, эта компания не аффилирована ни с «Роснефтью», ни с «Газпромом», — считает эксперт инвестиционного банка «КИТ-Финанс» Константин Черепанов. — Ранее сообщалось, что «Монте-Валле» может являться деловым партнером британского девелопера Parkridge Holdings, который приобрел участок на Ленинградском шоссе и собирается строить на нем складской комплекс. Для компании, аффилированной с нефтегазовым гигантом, это был бы довольно странный поступок».
Скорее всего компании грозит суд.
«Но им будет легче, чем, например, «Газпрому» или «Роснефти», — именно за счет того, что «Монте-Валле» не является госкомпанией, а выступает как самостоятельный игрок», — подчеркивает Черепанов.
Аналитик полагает, что, вероятнее всего, «Монте-Валле» будет перепродавать приобретенный актив. В частности, по его словам, энергетические активы, уже купленные компанией Линча, заинтересовали Halcyon Advisors – известного стратегического инвестора в российской электроэнергетике.
Судя по всему, окончание этих сделок произойдет не скоро. Yukos Finance уже успела выразить свое отношение к прошедшему аукциону.
По мнению Yukos Finance, это был фарс.
Представитель по связям с общественностью Yukos Finance Клэр Дэвидсон заявила, что «назначенный российским судом конкурсный управляющий Эдуард Ребгун сегодня возглавил изощренный фарс, который он представил как аукцион по продаже зарубежного актива НК ЮКОС — Yukos Finance». С точки зрения YF, ничего не было продано и ничего не было куплено. «Это все было театральной постановкой», — говорит Дэвидсон. Представительница ЮКОСа заметила, что с тем же успехом Ребгун мог предложить потенциальным покупателям Статую Свободы. «Но прав на продажу этой достопримечательности у него было бы столько же, сколько и на продажу Yukos Finance, то есть никаких», — заявила Дэвидсон.
По словам Дэвидсон, покупатель ничего не выиграл, так как сделка не имеет юридической силы и продолжает оспариваться в судах Нидерландов, а также в Европейском суде по правам человека. «ООО «Промнефтьстрой» теперь должно будет показать, что оно приобрело актив честно. Пока же голландские активы будут оставаться в распоряжении законных акционеров НК ЮКОС», — заявила Дэвидсон.
Стоит отметить, что в Yukos Finance, похоже, не верят в то, что «Промнефтьстрой» действует самостоятельно. Перед аукционом суд Амстердама наложил предварительный обеспечительный арест на денежные средства, которые, возможно, будут поступать в адрес «Роснефти». «Мы сейчас разбираемся со сложившейся ситуацией», — заявили «Газете.Ru» в «Роснефти». При этом госкомпания обращает внимание, что это никак не связано с последним аукционом. «Мы особенно подчеркиваем тот факт, что «Роснефть» не участвовала в торгах по продаже Yukos Finance», — говорят в компании.