Забастовка начнется с четырехчасовой предварительной акции. Если руководство Deutsche Bahn не удовлетворит требований профсоюза, она перерастет в бессрочную, крупнейшую за последние 15 лет. На данный момент менеджмент по персоналу не намерен уступать позиции. Как заявил глава профсоюза Манфред Шелль, забастовка начнется с блокады грузовых перевозок по всей стране.
Это может привести и к крупным опозданиям в пассажирском сообщении, уже организована бесплатная горячая линия, по которой пассажиры могут уточнить информацию о поездах.
Профсоюз железнодорожников GDL требует увеличения зарплаты машинистов на 31%, а также заключения отдельного тарифного соглашения. Немецкие машинисты уже проводили в начале июля предупредительные забастовки, парализовавшие пригородное сообщение в Гамбурге, Франкфурте, Берлине и Штутгарте. Тогда протесты были проигнорированы руководством Deutsche Bahn. Теперь за проведение бессрочной забастовки высказались 95,8% членов профсоюза GDL, который объединяет две трети из 20 тыс. машинистов локомотивов Германии.
По рельсам перевозится примерно одна пятая товарооборота Германии. Deutsche Bahn пускает ежедневно почти 5 тыс. товарных поездов, еще тысяча отправляется частными компаниями. Остановка этого движения, по оценке Немецкого института экономических исследований, принесет потерю 167 млн евро в день.
Если забастовка затронет еще и пассажирские перевозки, то ущерб достигнет 500 млн евро в день.
В то же время институт подсчитал, что выполнение всех требований железнодорожников приведет Deutsche Bahn к вынужденному сокращению около 1500 рабочих мест в течение года.
Наибольшие опасения грядущая забастовка вызывает у производственных предприятий страны, пишут все немецкие издания. От длительности забастовки будет зависеть, насколько серьезный вред она нанесет экономике. Если производители пищевой продукции без особых потерь могут перевозить товары фурами, то автомобильным концернам, химическим и сталелитейным производствам грозят серьезные последствия.
В BMW разрабатывают экстренный план, так как из 3,5 тыс. автомобилей, которые BMW ежедневно выпускает в Германии, 55% транспортировалось к месту продажи по железной дороге.
«Мы пытаемся покупать дополнительные мощности у грузовых экспедиторов», — сообщает представитель компании изданию Handelsblatt. И все же на один грузовой поезд помещается 200 автомобилей, а на грузовую фуру – только восемь. Также и в Porsche уверены, что забастовка «нанесет невероятный экономический ущерб» для производства. Поставки кузовов на завод в Лейпциге полностью зависят от железных дорог и не могут быть немедленно перенесены на автодороги, представители Porsche ожидают, что с середины августа производству грозит застой.
Озабочены и представители химической и сталелитейной промышленности. Перевозки химической продукции не всегда можно перенести на автотранспорт из соображений безопасности. «Железная дорога необходима для промышленных предприятий, которые производят массивные товары, — говорит Вольфганг Лезе, глава правления сталелитейного концерна Salzgutter. — Интенсивность железнодорожного движения для стальной индустрии очень высока, поэтому помехи будут иметь серьезные последствия».
Для товарного сообщения с Россией особой опасности пока нет. Россия поставляет по железной дороге в Германию цветные и черные металлы, ферросплавы, уголь, целлюлозу и пиломатериалы. «Серьезных проблем в связи с забастовкой германских железнодорожников у российских компаний не будет, — считает эксперт ИК «Файнэншнл Бридж» Алексей Серов, — так как в дальнейшем поставки будут восстановлены и компенсированы». Нефтяному бизнесу забастовка немецких железнодорожников также не повредит. Дело в том, что отечественные компании предпочитают транспортировать нефть и нефтепродукты по трубопроводу и танкерами (в частности, «ЛУКойл» для этих целей построил собственный терминал в Высоцке) либо продают свою продукцию на границе, а дальше ею занимаются уже трейдеры.