Во вторник Роскосмос с опозданием в две недели, наконец, сообщил, что ракетный комплекс «Синева», разработанный в Государственном центре КБ им. Макеева, принят на вооружение ВМФ РФ. Указ об этом Владимир Путин подписал еще 9 июля. Как сообщила пресс-служба КБ, «этим документом подтверждена высокая надежность создаваемой в ГРЦ ракетной техники, являющейся на сегодняшний день основой морских стратегических ядерных сил Российской Федерации».
Комплекс является глубокой модернизацией жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты третьего поколения РСМ-54 (по классификации НАТО SSN-23 Skiff).
Сама РСМ-54 была принята на вооружение в 1986 году. Этим ракетным комплексом укомплектованы атомные подводные лодки проекта 667 БДРМ (по натовской классификации — Delta-IV), находящиеся в боевом составе Северного флота. Пуск ракеты может осуществляться с глубины до 55 м при скорости 6–7 узлов. РСМ-54 поражает малоразмерные защищенные наземные цели, расположенные на расстоянии до 8 тыс. км от места старта, и до последнего времени являлась одним из двух типов МБР морского базирования, стоящих на вооружении ВМФ России (по данным независимых экспертов, сейчас на шести подлодках проекта 667 БДРМ стоят 90 ракет Skiff по 4 боезаряда каждая).
В 1996 году серийное производство РСМ-54 было прекращено. Хотя до тех пор все МБР морского базирования разрабатывались именно в КБ Макеева, заказ на разработку новой МБР вскоре перехватил Московский институт теплотехники (МИТ) – его специалисты предложили проект твердотопливной морской ракеты с использованием задела по ракете наземного базирования «Тополь». «Я говорил, говорю, и со мной согласны настоящие ракетостроители: жидкостные ракеты – это позавчерашний день», – не раз пояснял глава МИТ Юрий Соломонов. Так в России началось создание «Булавы», которая должна вооружить атомные подводные лодки проекта 955.
Однако в 1999 году Россия возобновила производство ракет РСМ-54, прежде всего, чтобы заменить старые ракеты. А в начале 2000-х годов специалисты провели опытно-конструкторские работы по модернизации ракет. И хотя в феврале 2004 года «Синева» серьезно подвела моряков (во время учений атомные подлодки «Новомосковск» и «Карелия» в присутствии президента не смогли произвести их пуск), два года спустя Сергей Иванов, еще будучи министром обороны, пообещал красноярским ракетостроителям заказы на ракету как минимум до 2012 года. Тут как раз стало понятно: первоначально объявленные сроки принятия «Булавы» на вооружение срываются, и комплекс при самом оптимистическом сценарии развития событий поставят на вооружение лишь к концу 2008 года.
От своей предшественницы «Синева» отличается повышенной защищенностью от действия сбивающих систему наведения электромагнитных импульсов, системой преодоления ПРО противника и тем, что ракета может оснащаться не только четырьмя боеголовками среднего класса, но и десятью боевыми блоками малого класса.
В 2004 году были завершены летные испытания «Синевы», и сейчас КБ Макеева как головной разработчик комплекса осуществляет его серийное производство. «С 2004 года «Синева» не раз полностью подтверждала свои высокие тактико-технические характеристики», — говорят на предприятии, напоминая, что в сентябре прошлого года атомный подводный крейсер «Екатеринбург», оснащенный новым ракетным комплексом «Синева», произвел пуск ракеты с Северного полюса по полигону, расположенному в Архангельской области. Все боевые блоки успешно поразили цели. Глава Государственного ракетного центра «КБ имени академика Макеева» Владимир Дегтярь уверен, что ракеты «Синева» будут стоять на вооружении ВМФ России вплоть до 2030 года.