Конкуренция за крупнейший голландский банк ABN Amro обостряется. Английский Barclays сообщил, что готов заплатить за него $93,4 млрд вместо названных ранее $90 млрд. Сейчас за одну акцию голландского банка Barclays предлагает 35,73 евро, что на 4,3% выше предыдущего предложения. Расплачиваться за банк Barclays намерен на 70% наличными и на 30% — акциями. Если сделка состоится, то она станет крупнейшим слиянием банков за всю мировую историю. Нынешним акционерам британского банка будет принадлежать 52% в объединенной компании, а акционерам нидердландской банковской группы — 48%.
Чтобы позволить себе столь масштабную покупку, Barclays даже собирается продать примерно 3,1% собственных акций китайскому Банку Развития (China Development Bank), а также 2,1% — государственной сингапурской инвестиционной компании Temasek.
Общий вклад азиатских инвесторов составит 3,6 млрд евро. При условии удачного завершения сделки по приобретению ABN Amro они планируют увеличить вложения еще на 9,8 млрд евро. При этом доля китайского правительства в ABN Amro будет составлять 7,7%, а Temasek – более 3%. Пока нидерландский банк никак не отозвался на новое предложение.
«На данный момент мы договорились с ABN Amro о том, что им нужно проанализировать изменения цен акций после сегодняшних заявлений, — сообщил исполнительный директор Barclays Джон Варли. — Я полагаю, они не примут никаких решений до тех пор, пока не проследят за тем, каким образом изменится стоимость акций».
Cвое согласие слиться с ABN Amro Barclays обнародовал еще в конце апреля. При этом голландцы одновременно вели переговоры о своей продаже и с консорциумом европейских банков, в который входит Королевский банк Шотландии (Royal Bank of Scotland Group PLC — RBS), испанский Santander и бельгийско-голландский Fortis. Консорциум предложил за «голландца» большую сумму — около $98 млрд. При этом примерно 90% от названной суммы — наличными.
Как ранее писала «Газета.Ru», голландский банк подтолкнул к продаже хедж-фонд The Children’s Investment Fund, владеющий акциями ABN Amro. Собственник был недоволен низкими финансовыми показателями и требовал увеличения выплат акционерам.
Однако обязательным условием проведения сделки стала продажа банка LaSalle, принадлежащего ABN Amro. Купить этот банк должен Bank of America за $21 млрд. Это условие удовлетворяет Barclays, но не RBS. Дело в том, что группа инвесторов после покупки банка планировала его разделить. «Группа инвесторов четко понимает, что это предложение более выгодно для акционеров, чем предложение Barclays, — говорилось в сообщении RBS. — Однако оно возможно только в том случае, если LaSalle остается подразделением ABN Amro».
Если объединение с Barclays все же состоится, оно приведет к созданию банка с общим капиталом $180 млрд. Ожидается, что объединенный банк по рыночной капитализации в Европе займет второе место после HSBC. Сделать прогноз по объему капитализации по отношению к RBS достаточно сложно, т.к. не совсем ясны планы консорциума, говорят эксперты.
По мнению аналитиков, сейчас речь не идет о справедливой цене голландского банка. «Смысл повышения стоимости сделки теперь заключается не в том, чтобы получить ABN Amro, а чтобы получить этот банк любой ценой», — говорит старший аналитик ФК «Уралсиб» Антон Табах.
Банк достанется тому, кто больше заплатит, считает банковский аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Дмитрий Поляков.
«Сейчас у голландцев в приоритете RBS, да и большинство акционеров ABN Amro поддерживают их предложение», — отмечает Поляков.
С ним согласен аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, по мнению которого на сегодняшний день более предпочтительным покупателем сейчас выглядит RBS. «Дело в том, что перспективы Barclays после слияния далеко не столь очевидны — непонятно будущее розничного бизнеса ABN Amro, может затянуться процесс слияния и т.д.», — говорит Сергиевский. В итоге, по его словам, полученные акции могут продемонстрировать относительно небольшой рост.