Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) простил компанию «ПрайсвотерхаусКуперс» (PwC). Президиум частично отменил решения судов трех инстанций — московского арбитражного суда, девятого арбитражного апелляционного суда и федерального арбитражного суда московского округа — о доначислении аудиторской компании 390 млн рублей налоговой задолженности за 2002 год.
Правда, суд оставил в силе решения этих судов, касающихся взыскания НДС за аудиторские услуги в размере 8 млн рублей, но эта сумма несравнима с той, которая ранее была начислена аудитору.
Теперь дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд Москвы.
«Мы удовлетворены тем, что ВАС не поддержал принятые ранее судебные решения, и мы намерены продолжать отстаивать свою позицию в суде первой инстанции», — радуются представители PwC.
Решение судов вынесено по иску налоговиков, которые в феврале этого года предъявили претензии аудитору по недоплате налога на прибыль. По мнению Федеральной налоговой службы, PwC должна была выплатить недоплаченного налога на прибыль на сумму 128,2 млн рублей и налога на добавленную стоимость на 117,3 млн рублей, плюс пени 119 млн рублей и штрафы 25 млн рублей.
Как полагают налоговые инспекторы, компания незаконно уменьшила налог на прибыль на расходы по оплате консультационных услуг своей офшорной компании PricewaterhouseCoopersResourses B.V. Суды решили, что российское подразделение PwC самостоятельно оказывало консультационные услуги своим клиентам, не привлекая для этого PricewaterhouseCoopersResourses B.V., поэтому расходы на оплату услуг офшорной компании являются необоснованными.
Далее общая сумма долга была снижена арбитражный судом Москвы на 2,4 млн рублей. Аудитор выплатил долг, но тут же пожаловался на ФНС в ВАС.
Налоговые проблемы аудиторской компании начались достаточно давно. В прошлом году ФНС удалось оспорить аудиторские заключения ЮКОСа, проведенные PwC за 2002-2004 годы.
Аудитора даже обязали вернуть в бюджет деньги в размере $480 тыс., которые нефтяная компания заплатила за проверку.
PwC пока не сделала этого, так как намерена опротестовать решение в апелляционной инстанции 17 июля.
«Тень ЮКОСа» принесла много проблем аудитору. «Газета.Ru» уже писала, что в офисе компании проводились обыски, после чего несколько крупных клиентов отказались от ее услуг. Встал даже вопрос о том, останется ли компания в России — у нее заканчивалась лицензия, и эксперты стали сомневаться, что ее продлит российский Минфин.
Однако компания давно работает в России и знает, как общаться с нашими властями. Минфин лицензию продлил, а «Газпром» заключил новый контракт с аудитором.
А недавно PwC отозвала собственные заключения о финансовом аудите ЮКОСа за период с 1995 по 2004 годы.
Свое решение компания объяснила тем, что сейчас располагает информацией, которая могла бы повлиять на аудиторские заключения компании в отношении ЮКОСа, если бы располагала этой информацией в момент проведения аудиторской проверки.
В самой аудиторской компании никак не связывают эти два «налоговых дела». Мнение же экспертов разделилось. Например, юрист компании «Григорьев и партнеры» Никита Федоров не считает, что решение Президиума ВАС связано с тем, что PwC отозвала свои собственные аудиторские отчеты о деятельности ЮКОСа за 1996–2004 годы.
Другой эксперт на условиях анонимности заявил, что если это звенья одной цепи и такие «разборки» происходят на высшем уровне, то это настоящая «чернуха».
«Что называется, тушите свет, гасите свечи», — сказал он.
Оценки политологов оказались более однозначными. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что решение Президиума ВАС и согласие аудитора отозвать свои отчеты о деятельности ЮКОСа однозначно являются звеньями одной цепи. «Для PwC речь шла о том, сможет ли она продолжит свою работу в России. Получалось так, что работа аудитора в нашей стране была возможна, только если он заявит, что информация в отчетах ЮКОСа была недостоверной. Иначе в судах они могли бы стать аргументом в защиту ЮКОСа. Поэтому компания и решила минимизировать свои политические риски. Теперь у PwC все будет хорошо», — полагает Макаркин.