«Банк России принял решение отозвать с 3 мая 2007 года лицензию на осуществление банковских операций у кредитной организации коммерческий банк «Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (СПБРР)», – сообщил департамент внешних и общественных связей Центробанка в четверг.
Формально СПБРР является относительно небольшим банком. «Я его даже в рейтингах не вижу», – признает аналитик ИК БКС Денис Мухин. Тем не менее, он является официальным дилером ЦБ по операциям с ГКО и ОФЗ-ПК, дилером правительства Санкт-Петербурга по операциям с муниципальными краткосрочными облигациями. А также участвует в Системе страхования вкладов (ССВ).
Именно тот факт, что банк входит в ССВ, заставляет с особым интересом отнестись к отзыву у него лицензии. «Каждый его вкладчик имеет право на получение в кратчайшие сроки страхового возмещения», — оперативно отреагировал на новость центр общественных связей Агентства по страхованию вкладов (АСВ). За ним могут обратиться примерно 13 тыс. человек, таково число вкладчиков банка на дату отзыва лицензии. При этом около 700 человек имеют остаток на счетах свыше 100 тыс. рублей. «Это самый заметный страховой случай, поскольку объем выплат оценивается в 170 млн рублей и число вкладчиков, которые могут получить страховое возмещение — около 13 тыс. Хотя в это число входит немало счетов с минимальными остатками», — сказал заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
Это число выглядит особенно внушительно, если вспомнить, что за весь 2006 год АСВ выплатило 486 вкладчикам 9 банков страховое возмещение на сумму 28,1 млн рублей.
Впрочем, агентство не сомневается, что справится с задачей — общий размер фонда страхования вкладов на начало мая 2007 года превысил 48 млрд рублей.
Такой рекорд СПБРР поставить было не сложно — большая часть банков, лишившихся лицензии в 2006 году не участвовали в ССВ, соответственно их вкладчики не претендовали на выплаты. Между тем, отзыв лицензии у СПБРР — не продолжение кампании по борьбе с отмыванием.
Хотя без обвинений в нарушении антиотмывочного законодательства не обошлось.
Банк нарушал сроки уведомления Росфинмониторинга об операциях, подлежащих обязательному контролю, отметил ЦБ. «Но это не тот случай, когда закрывается банк-прачечная, это что-то другое», – считает аналитик по банковскому сектору ИК «Ак Барс Финанс» Полина Лазич.
Проблемы у банка возникли с выполнением обязательных нормативов. СПБРР был неспособен рассчитаться по своим денежным обязательствам с клиентами, объяснил ЦБ. По состоянию на 25 апреля 2007 года банк не исполнил расчетные документы клиентов на общую сумму более 172 млн рублей. Кредитная политика СПБРР признана рискованной.
«Последний раз мы подтверждали аудиторское заключение за 2005 год. За 2006 год мы еще не проводили аудиторскую проверку и, видимо, не проведем, – рассказал «Газете.Ru» Алексей Михайлов, генеральный директор компании «Петербургский банковский аудит», чьим клиентом был СПБРР. – Поэтому сложно говорить о тех процессах, которые происходят в банке с начала 2007 года».
При этом именно в начале 2007 года в банке поменяли руководство. Своих должностей лишились председатель совета директоров Владимир Катенев и председатель правления Валентина Енина. Исполнять обязанности последней стал бывший зампред правления Илья Носок. Этот шаг был истолкован аналитиками как начало новой, более агрессивной политики банка.
Кто-то предполагал скорую продажу СПБРР.
Буквально через несколько недель после этих перестановок у банка начались серьезные проблемы. Главное управление Банка России по Санкт-Петербургу дало предписание прекратить прием вкладов от населения и пополнение действующих счетов частных лиц. Клиентов тогда заверяли, что волноваться не о чем – недочеты будут устранены и банк заработает в обычном режиме. Но в апреле ситуация ухудшилась – СПБРР был вынужден приостановить прием платежных поручений клиентов юридических и физических лиц. «Все время своей деятельности КБ «Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития» был надежной финансово-кредитной организацией с безупречной репутацией. Мы все надеемся на скорую нормализацию работы банка», – писал тогда банк, обращаясь к клиентам и партнерам. Видимо, они ему поверили.