Буквально за сутки сумма нарушений, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) при проверке реализации нацпроектов, увеличилась почти в десять раз.
Еще во вторник глава Росфиннадзора Сергей Павленко в ходе интернет-конференции бодро рапортовал, что нацпроекты реализуются с небывалой для бюджетных средств честностью и порядком. «В целом по национальным проектам, если все до последнего суммировать, нарушения не превышают 1% в общем объеме проверенных средств», — сообщил он.
Однако уже в среду на сайте службы появился доклад о той же проверке, который являет совсем иную картину. Оказывается, Павленко упомянул лишь нарушения получателей — очевидно, желая приуменьшить масштаб проблемы. В докладе сказано, что их выявлено на 399 млн рублей: 299 млн рублей средств федерального бюджета и 100 млн рублей — внебюджетных фондов. Из них половина — неэффективно, то есть без злого умысла, а попросту бестолково.
Но это капля по сравнению с нарушениями, пришедшимися на главных распорядителей — чиновников, отвечающих за дележ средств, — 2,835 млрд рублей. Причем неэффективно из этой суммы использована была лишь десятая часть — 280 млн рублей. Судьбу еще 2,555 млрд рублей скрывает формулировка «другие финансовые нарушения».
И вся эта сумма пришлась на один-единственный нацпроект — «Здоровье». В остальных проектах — «Образование», «Развитие АПК» и «Доступное жилье» — у главных распорядителей процент нарушений нулевой. Чиновники же из ведомства Михаила Зурабова потратили «не туда» 25,3% выделенных денег.
Сумма в целом правдоподобная, считает президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. «Хотя в прессе были сообщения о более внушительном разворовывании средств, на уровне 80%», — добавляет он.
Между тем нецелевое расходование бюджетных денег — уголовно наказуемое преступление. «Статья 285 прим 1. Штраф 100–300 тыс. рублей, максимальное лишение свободы до 2 лет», — рассказал «Газете.Ru» адвокат, управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. Если же речь идет о нарушениях в особо крупных размерах, то есть от 7,5 млн рублей, то виновным грозит до 5 лет лишения свободы и штраф 250–500 тыс. рублей. Если поводов для уголовного дела не наберется, предусмотрена административная ответственность: 40–50 МРОТ с физлиц и 400–500 МРОТ с юрлиц, пояснил юрист.
Но все это «светит» только исполнителям: руководителям организаций, главным бухгалтерам.
На судьбе высшего руководства нацпроекта все эти нарушения вряд ли отразятся. «Наблюдения показывают, что шанс каких-либо последствий маленький», — признает Сатаров.
Сам Зурабов каждый день убеждает общественность, что его отставка пользы не принесет. В последний раз он это сделал в тот самый день, когда Росфиннадзор обнародовал масштабы нарушений в его ведомстве. «Можно разрешить эту проблему, разделяя министерство, меняя одного, двух или трех руководителей? Нет. Эта проблема носит системный характер, и я уверен, что в этом году она будет решена», — заявил министр журналистам в среду, говоря о проблемах с обеспечением лекарствами льготников.
Впрочем, эксперты не исключают, что если хорошенько копнуть, то и в других нацпроектах можно выявить весьма серьезные нарушения: не исключено, что Зурабов оказался в этом вопросе в лидерах потому, что его персоне в последнее время уделяется повышенное внимание. Политический заказ тоже исключать нельзя, отмечает Сатаров: «Нужно посмотреть, так же ли тщательно проверялись другие нацпроекты».