Инициатором внесения поправок в антиотмывочное законодательство выступила Московская международная валютная ассоциация (ММВА). Как говорит ее президент Алексей Мамонтов, законопроект должен защитить банки от недобросовестных клиентов и одновременно от репрессий со стороны Центробанка.
Согласно действующему законодательству, банки обязаны информировать Росфинмониторинг о сомнительных операциях. «Фактически их обязывают выполнять функции правоохранительных органов. Но банки — не специалисты и не в состоянии идентифицировать клиента, — говорит Мамонтов. — Они не могут определить, состоит он в террористической организации или нет. При этом банки не могут отказать ни в открытии счета, ни в проведении операций, которые Росфинмониторинг считает сомнительными». А за несвоевременную подачу информации о таких операциях банки лишаются лицензии.
ММВА предлагает внести в закон точные формулировки нарушений, за которые у банков следует отзывать лицензии.
«ЦБ должен наказывать только виновных, — соглашается зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. — Сейчас есть риск, что в сущности не виновный банк, если он обслуживает сомнительного клиента, может пострадать».
Но если уж банк сознательно совершал нарушения, его следует наказывать в обязательном порядке, считают в ММВА. В законе «О банках и банковской деятельности» ассоциация предлагает специально прописать, что Банк России обязан отозвать лицензию у кредитной организации, если она не исполняла «антиотмывочное» законодательство. Сейчас Центробанк лишь имеет такое право. Казалось бы, мелочь. Но она многое меняет, считают в ММВА.
Размытые формулировки оставляют ЦБ простор для деятельности, а банкам задают нечеткие правила игры.
«У Центробанка право отзывать или не отзывать лицензию регламентируется документами, которые не могут быть оспорены в суде. А чем более формализована процедура, тем проще она оспаривается в судах», — заявил Мамонтов «Газете.Ru».
Любопытно, что Минфин, куда законопроект был отправлен на согласование, одобрил лишь один пункт из всех предложений: а именно, об обязательном отзыве лицензий за неоднократное нарушение антиотмывочного законодательства.
Предложение ММВА поддерживают и многие эксперты. Ведь часто случается, что пока ЦБ решает, отзывать лицензию или нет, из банка выводятся все активы, и кредиторы, в том числе простые граждане, остаются у разбитого корыта. От этого может спасти быстрый отзыв лицензии. «У банка отнимают лицензию до тех пор, пока им не растрачены собственные средства. Когда собственные средства исчезают, кто-то теряет деньги. Иногда это несправедливо по отношению к банку, но справедливо по отношению к многочисленным клиентам – это смысл быстрого отзыва лицензии», — говорит Павел Медведев.
Но есть и те, кто резко против.
«С большой долей вероятности можно предполагать, что в течение двух-трех лет после принятия этого законопроекта лицензии будут отозваны у подавляющего большинства российских банков», — считает руководитель проекта «Национальное развитие» Андрей Черепанов.
На днях он направил в Госдуму собственный проект поправок. Контрпредложение Черепанова заключается в том, чтобы «полностью лишить Банк России возможности отзывать у кредитных организаций лицензии на осуществление банковской деятельности за нарушение противоотмывочного законодательства», если только его действия не создают «реальную угрозу интересам кредиторов». В остальных случаях надо ограничиваться штрафом, считает он.
При этом за нарушение знаменитого 115-го закона необходимо уголовно наказывать конкретных банковских работников, уверен Черепанов, а не отбирать у банков лицензии. Это поможет защитить интересы вкладчиков. «Отзыв лицензий означает для кредитных организаций их автоматическую ликвидацию, что почти обязательно приводит к финансовым потерям у вкладчиков и кредиторов прежде вполне надежных банков», — отмечает он.
С Черепановым отчасти солидарен президент ассоциации региональных банков «Россия», первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. «На мой взгляд, ЦБ должен только информировать компетентные органы о сомнительных операциях в кредитных организациях», — сказал Мурычев «Газете.Ru». В принципе российские кредитные организации добросовестно исполняют все предписания, сообщая куда надо о сомнительных клиентах, рассказал он. Однако тут нет обратной связи – банки не получают ответа, какие действия предпринимаются в связи с их сообщениями. «А ведь там все-таки банкиры работают, а не люди из следственного учреждения. Создается впечатление, что надзор требует от коммерческих банков слишком многого», — говорит он.