После непродолжительного роста, наблюдавшегося утром в четверг, кривые индексов мировых фондовых рынков вновь пошли вниз. Надежды на то, что глобальное падение удалось остановить, рухнули.
Но начиналось все вполне оптимистично. Утром в четверг стало ясно, что отыгрывается США, растет Европа. Россия следовала за ними. Правда, эксперты в первой половине дня предупреждали, что радоваться рано: это лишь «технический отскок», и дальнейшее падение неминуемо. Однако никто не ждал его так рано. «В ближайшие день-два рынок будет играть в позитив, — говорил «Газете.Ru» начальник аналитического отдела финансовой группы «Церих» Николай Подлевских. — Но рецидив, то есть еще одно снижение, произойдет в ближайшее время».
Как и во вторник, в четверг все началось с Азии. Рынок Китая на этот раз упал на 3%.
Российский фондовый рынок утром попробовал расти, но во второй половине дня опять свалился.
Индекс РТС на этот раз пробил отметку в 1800 пунктов, а к 17:28 его значение составило 1783,31 пункта, что является минимумом с 11 января 2007 года. Индекс ММВБ упал к этому часу на 5,57%. Падала и Америка. Индексы Dow Jones, Nasdaq и Standard & Poor's 500 сразу после открытия торгов потеряли более 1%, а к 17:40 лишились 1,31%, 1,87% и 1,47% соответственно.
Правда, к закрытию российский рынок подошел с более оптимистичным результатом, отреагировав на статистические данные по США, которые появились около 18:00. Индекс РТС по итогам торгов снизился на 3,29 процентных пункта до 1797,10 пунктов. Индекс ММВБ потерял 4,35 процентных пункта и оказался на уровне 1 583,28 пунктов. «Это вовсе не отскок, а повторение мощнейшей коррекции рынка в мае--июне прошлого года, — считает аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов. — За неполную неделю индекс РТС уже потерял более 10%. Исходя из того, что в прошлом году в ходе весенней коррекции российский рынок потерял более 20%, не исключено, что вчерашний обвал котировок еще не предел».
Что произошло на этот раз и почему «вторая волна» падения пришла так скоро, никто из аналитиков толком не может объяснить. «Панические продажи» — так охарактеризовал то, что происходило на российском рынке вечером в четверг, аналитик ИК «Ак Барс Финанс» Александр Парамонов.
«Стадная, эмоциональная реакция, — поддержал коллегу аналитик ИК «Олма» Владимир Детинич. — Бывает, что рынки движутся под воздействием определенных факторов, тогда их движение можно предсказать. Сейчас причины не было. Как не было ее и во вторник».
По его словам, все просто начали продавать бумаги, поскольку большинство мировых рынков находилось на завышенных уровнях. Иными словами, до недавнего времени рынки можно было считать перегретыми, и им было куда падать.
Насколько глубоким будет новое падение, сказать сложно. Горизонт в 1750 пунктов по индексу РТС сейчас кажется совсем близким. «Сейчас все зависит от того, как «закроется» Америка», — говорит Парамонов.
Судя по всему, власти развитых стран бессильны переломить ситуацию. «Это общая глобализация фондовых рынков, — объясняет Детинич. — Власти здесь бессильны. Любое действие со стороны регулятора будет приводить к ухудшению ситуации».
Ограниченность власти государства над фондовым рынком можно продемонстрировать на примере акций Сбербанка. Российский рынок не так уж сильно зависит от мировой конъюнктуры, хотя его нынешнее падение, конечно, вызвано всеобщей паникой. Однако при желании российское государство может сильно воздействовать на наш достаточно слабый рынок. В данном случае целью такого давления было спасение акций Сбербанка.
Дело в том, что дополнительное размещение акций главного розничного банка страны долго готовилось и должно было стать самым важным экономическим событием начала года. Однако этому «народному размещению» явно не повезло. Поскольку в этой акции сразу было много политики, российские власти поначалу попытались спасти размещение. В среду это удалось — к закрытию торгов бумаги пришли даже «выше рынка», прибавив 1,9%. Но в четверг повторить подобный результат не получилось.
«Не позавидуешь тем, кто поддерживает котировки Сбербанка, сколько еще миллиардов нужно будет потратить, чтоб допэмиссия прошла успешно», — задавались вопросом аналитики ИФК «Университет».
В результате в четверг акции самого крупного розничного банка страны рухнули на 6,08%. Впрочем, цена покупки ($3475, примерно 90 801 рубль за 1 акцию по текущему курсу) все еще остается выше цены размещения (89 000 рублей). «Могла измениться стратегия. Если раньше акции держали на одном уровне, то теперь смирились с падением рынка и стали держать на другом, но выше цены размещения», — предполагает Детинич. Правда, аналитик полагает, что далее «со Сбером будет все нормально — его есть кому поддержать».