Глава государства будет лично следить за тем, кого назначают государственными аудиторами. Согласно проекту поправок, уже внесенных в Госдуму, предлагать кандидатуры аудиторов Счетной палаты (СП) будет президент России. Окончательно утверждать их по-прежнему будут Госдума и Совет федерации, но практика показывает, что депутаты и сенаторы не отваживаются спорить с президентом.
Пока претендентов на места аудиторов СП представляют профильные комитеты и комиссии Совета федерации и Госдумы. Многие считают, что такой алгоритм не лишен предвзятости.
Даже председатель Счетной палаты Сергей Степашин не отрицает, что на ход выборов и утверждение кандидатур аудиторов существенное влияние оказывают межпартийные договоренности и интересы различных групп влияния.
Это негативно сказывается на их профессиональных качествах, жаловался он.
Потому сама СП выступила с инициативой изменить процедуру назначения. Новый алгоритм оригинальностью не отличается. В конце января 2007 года СП представила соответствующий законопроект в администрацию президента. Участие президента в назначении аудиторов повысит их статус и поможет избежать ряда ошибок, объяснял тогда Степашин.
Действительная цель нововведений — борьба с лоббизмом, считают эксперты. И в этом смысле могут быть достигнуты определенные успехи. «Не секрет, что в Госдуме и Совете федерации действуют крупные группы лоббистов. Интересы, которые они отстаивают, не всегда соответствуют интересам всех остальных граждан. В то время как задачи, которые решает Счетная палата, диаметрально противоположны любым проявлениям лоббизма», — отмечает Агван Микаелян, заместитель генерального директора компании «ФинЭкспертиза». Он считает предложенные изменения соответствующими существующей реальности. «Существование Счетной палаты как рупора, как инструмента президента логично, — заявил он. — Отклонить предложенную президентом кандидатуру гораздо сложнее, чем выдвинуть свою. Это будет серьезная, почти непреодолимая преграда для лоббистов».
При этом статус СП, скорее всего, понизится. «Зато повысится управляемость, — замечает политолог Дмитрий Орешкин. — СП де факто уходит из подчинения парламенту – законодательной власти. И по сути становится органом исполнительной власти». В то же время у исполнительной власти уже есть аналогичный орган — антикоррупционная группа под руководством Виктора Иванова, напоминает эксперт.
«У Путина будет две структуры — ивановская и степашинская. Больше доверять президент будет, конечно, Иванову, поскольку он — свой», — разъясняет Орешкин.
При этом у законодательной власти не останется ни одной возможности проследить за использованием государственных средств. Правда, по мнению экспертов, изменения могут оказаться не столь заметными, поскольку СП и до этого была не слишком самостоятельной. Например, с 2004 года председателя Счетной палаты и его заместителей также предлагает президент. «Счетная палата и так почти ручная. Она не расследует то, что не надо», — считает Орешкин.