Крупные российские банки создадут закрытые ПИФы для привлечения инвестиций в Северный Кавказ, сообщил в четверг заместитель полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Валерий Гаевский на совещании о ходе работ по привлечению частных инвестиций в Северо-Кавказский регион. Сбербанк России, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, МДМ-банк и банк «Уралсиб» уже готовят соглашения о формировании ПИФа, который привлек бы инвестиции в развитие ЮФО. «Соглашение о создании первого закрытого ПИФа в ЮФО практически подписано», — заявил Гаевский.
«Речь идет о том, чтобы дать компаниям, которые хотят участвовать в финансировании проектов в ЮФО, строгий набор инструментов», — объяснил «Газете.Ru» Александр Шохин как заместитель председателя инвестиционного совета ЮФО.
«Поднять» экономику Северного Кавказа отечественный бизнес предлагал еще осенью 2004 года, после трагедии в Беслане. Тогда бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выразило готовность помочь государству наладить нормальную жизнь в регионе, однако при его участии. Ответа на свои предложения бизнесменам пришлось ждать два года. Только в сентябре 2006 года президент России Владимир Путин на встрече с крупнейшими предпринимателями страны лично позвал их в горы.
Теперь, по словам Гаевского, большинство потенциальных инвесторов приступили к изучению и реализации конкретных проектов.
Сами проекты по способам финансирования условно разделили на три группы. «Первая – проекты, нашедшие своего инвестора, который готов их продвигать. Вторая – большие «якорные» проекты на сотни миллионов долларов, предполагающие софинансирование со стороны ряда инвесторов», — отмечает Шохин.
К этой категории относится программа по развитию малой и средней энергетики Северного Кавказа, финансируемая Гидро-ОГК при поддержке частных инвестиций. Еще один мегапроект – туристические центры в Домбае и Архызе — ждет вложений от «якорного» инвестора — группы «Синара» (ТМК).
Третью часть составляют проекты, которые пока не нашли инвестора. Их и предполагается проинвестировать при помощи ПИФов.
«Надо дать им инструмент для реализации инвестиционных намерений», — говорит Шохин.
Планируется создать два-три ПИФа, которые могли бы направлять средства в венчурные проекты, недвижимость или сформировать фонд прямых инвестиций. «Они еще должны будут выбрать управляющую компанию или несколько таких. И уже УК будет отбирать проекты с оптимальным соответствием рисков и доходности», — разъясняет Шохин. Банки же выступают создателями, а не участниками ПИФов. Хотя в дальнейшем, возможно, и выступят как инвесторы. «С целью продемонстрировать эффективность ПИФов.
Иначе, конечно, будет выглядеть странно: создал, а сам не вкладывается», —
уточняет он. Организаторы надеются, что ПИФы станут привлекательными не только для инвесторов федерального уровня, но и для компаний из регионов, а также для зарубежного бизнеса.
Эксперты отмечают, что такой способ достаточно традиционен. «Для привлечения инвестиций в регионы местные органы власти формируют закрытые паевые фонды, которые передаются победившей в конкурсе управляющей компании. Обычно половина средств выделяется из местного бюджета, а остальное обязана привлечь управляющая компания. Собранные средства инвестируются в региональные проекты», — объясняет директор по маркетингу УК «МДМ Эссет Менеджмент» Аркадий Островский.
Однако не все положительно относятся к такой практике. Аналитик ФГ «Церих» Олег Душин называет подобные шаги проявлением госкапитализма:
«Петр I примерно так деньги просил. Теперь наше государство пошло по тому же пути — указывает, куда вкладывать деньги». При этом вложения, конечно, будут добровольными. Как колхоз.
Только одна проблема. «Сколько можно собрать денег с наших граждан? Нисколько. Поэтому будет разнарядка по партийным спискам», — считает эксперт.