В четверг Генпрокуратура объявила о намерении лишить Игоря Трунова статуса адвоката. Поводом стало дело банкира Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства первого зампреда ЦБ Росси Андрея Козлова, интересы которого представляет Трунов. Ведомство собирается направить в Федеральную регистрационную службу материалы, согласно которым Игорь Трунов нарушил закон и не может продолжать адвокатскую деятельность.
Генпрокуратура исходит из того, что Трунов нарушил закон, разгласив сведения, составляющие тайну следствия.
«А именно — он заявил, что все обвинение в отношении Френкеля строится лишь на показаниях другой обвиняемой по делу об убийстве Козлова — Лианы Аскеровой», — сказал источник в Генпрокуратуре.
Следователи утверждают, что адвокат ввел в заблуждение общественность. По их словам, «следствие располагает, наряду с показаниями Аскеровой, другими доказательствами причастности Френкеля к организации убийства первого замглавы Центробанка России, разглашение которых может навредить расследованию», передает агентство «Интерфакс». Генпрокуратура сообщает также, что, помимо Аскеровой, в деле есть и другие свидетели обвинения.
По мнению прокуратуры, лишить Трунова статуса необходимо за нарушение Уголовно-процессуального кодекса России. «Статья 161 УПК России запрещает разглашать данные предварительного расследования, поскольку это может помешать делу», — напомнил источник «Интерфакса».
Глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник назвал претензии прокуратуры к Трунову «безосновательными».
Как заявил Генри Резник в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», Игорь Трунов «прокомментировал общеизвестные факты, а кроме того, на этот момент с него подписки о неразглашении не брали». Резник пояснил, что адвокат «может выступать с оценками того, что известно», и после того, как даст подписку о неразглашении тайны следствия. Глава Адвокатской палаты Москвы заявил «Газете.Ru», что считает преждевременным давать какие-либо оценки этому инциденту. По его словам, если делу будет дан ход, палата будет разбираться в его обстоятельствах и лишь после этого делать выводы. «Я буду непосредственно причастен к этой истории сначала как президент коллегии, затем как представитель квалификационной комиссии, в итоге Совет адвокатской палаты вынесет свое решение», — заявил он.
Сам Трунов называет намерения прокуратуры «способом давления на честного адвоката» и не исключает даже физического воздействия на себя.
«Лишить меня адвокатского статуса власти хотели последние несколько лет. Это связано с моими громкими делами — Норд-Ост, защита жертв авиа-катастроф и т.д.», — сказал правозащитник «Газете.Ru». «Признаться, я ожидал внеправового физического воздействия. Поэтому то, что со мной решили расправиться в рамках правого поля, приятно удивило. Хотя мало ли, что может случиться в будущем», — отметил Трунов.
При этом адвокат уверен, что Генпрокуратура своего не добьется. «Я не знаком ни с одним из материалов следствия, кроме показаний Аскеровой, — следствие мне их просто не предоставляло. Поэтому разглашать тайны дознания я даже физически не могу. А мои слова об Аскеровой сказаны за день до подписки о неразглашении. Просто на меня оказывают давление как на юриста, хорошо знакомого с правовой действительностью».
«То, что мной недовольна Генпрокуратура, доказывает мой высокий профессионализм. Было бы хуже, если бы там меня хвалили», — отметил адвокат.
Юрист сообщил «Газете.Ru», он планирует продолжить защиту Френкеля: в четверг он посетит обвиняемого и направит заявление об отводе от его дела следователя на основании бездействия.
Накануне Алексею Френкелю было предъявлено обвинение в организации убийства зампреда Центробанка Андрея Козлова, совершенного в Москве в сентябре 2006 года. Это дело стало скандальным с самого начала. После того, как в СМИ появилась информация о задержании троих предполагаемых исполнителей убийства, Генпрокуратура возбудила дело о разглашении гостайны в отношении своих сотрудников и работников МВД, которые могли допустить утечку информации в СМИ. Затем, когда были арестованы предполагаемые посредники, в том числе Лиана Аскерова, а также возможный заказчик убийства Алексей Френкель, адвокаты стали жаловаться на то, что прокуратура мешает им работать с клиентами. Так, по словам Игоря Трунова, до вынесения санкции на арест Френкелю защитнику не давали встретиться со своим клиентом. Уже после ареста адвокатам других обвиняемых по этому делу представители Генпрокуратуры сообщили, что их клиенты больше не нуждаются в их услугах.
По словам юристов, им не позволили выяснить причины подобных действий их клиентов, запретив личные встречи адвокатов и задержанных.
Как рассказал адвокат обвиняемого в соучастии в убийстве Бориса Шафрая Валерий Карышев, «мы сразу нашли с господином Шафраем общий язык и договорились все решать вместе или, в крайнем случае, ничего не делать, не обсудив со мной». Следователь Генпрокуратуры Хомицкий пообещал передать Карышеву письменный отказ его подзащитного от услуг всех трех его адвокатов. «Я даже не знаю, чья на том документе может стоять подпись, и, если отказ подписывал Шафрай, то в каком состоянии тогда он находился», — объяснил адвокат.
Что касается Игоря Трунова, то, по его словам, следователь Генпрокуратуры Валерий Хомицкий ведет себя с ним неуважительно. «Мне заявили, что я слишком много «несу» в СМИ. Во-первых, я не несу, а говорю», — отметил адвокат накануне, добавив, что такие заявления являются давлением. Адвокаты заявляют, что нарушается принцип равноправия сторон в уголовном процессе, однако генпрокурор Юрий Чайка заявил, что не верит в нарушения процессуальных норм, так как ему регулярно докладывают о ходе расследования.