Сообщение о выемке документов в кабинетах руководителей Пенсионного фонда — председателя Геннадия Батанова и исполнительного директора Павла Аверина — поступило в среду вечером. «Работу ведут сотрудники следственного комитета Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. Конечные цели выемки нам не известны. Проводится выемка документов на бумажных и электронных носителях. Какая информация их интересует, нас не проинформировали», — сообщил агентству «Интерфакс» начальник управления международного сотрудничества и общественных связей ПФР Николай Шулипин, добавив, что сотрудники МВД настойчиво просят представителей ПФР не делать никаких заявлений.
В ДЭБ МВД Газете.Ru также отказались объяснить, с чем связан интерес проверяющих к документам фонда.
Если интерес МВД связан с деятельностью фонда, следователям придется потрудиться: ее масштабы, как и суммы, проходящие через него, впечатляют.
Бюджет ПФР на 2006 год превышает 1,5 трлн рублей. Эта сумма сопоставима с третью федерального бюджета.
Главная функция фонда — распределение пенсионных отчислений: ПФР проводит выплаты пенсий в рамках распределительной системы, а также перечисляет управляющим компаниям накопительную часть пенсий. Однако эксперты считают, что здесь вряд ли возможны злоупотребления.
«Не могу предположить, с чем связан интерес МВД, но только не с пенсионными деньгами — их украсть невозможно», — пояснил «Газете.Ru» президент НПФ «ЛУКойл-Гарант» Михаил Бережной.
Взносы работодателей, которые они платят в течение года, поступают не напрямую в Пенсионный фонд, а в налоговую службу. Она предоставляет фонду деньги, когда приходит пора распределять их на выплаты пенсионерам или по управляющим компаниям. И процедура передачи их очень непростая, отмечает Бережной.
Однако функции ПФР далеко не исчерпываются одним только распределением пенсий. На него также возложены обязанности выплат гражданам денежных компенсаций в рамках монетизации льгот.
«Через пенсионный фонд проходят и средства на ряд социальных программ, и огромные деньги на рассылку гражданам так называемых писем счастья, и не менее внушительные суммы на доставку пенсий», — говорит депутат Госдумы, член бюджетного комитета Оксана Дмитриева.
«Фонду давно требуется детальный аудит», — говорит она. По словам Дмитриевой, частичный аудит фонда проводился в 1998–1999 годах, но, несмотря на многочисленные запросы депутатов, правительство так и не предоставило им результаты этой проверки. Между тем, по словам Дмитриевой, деятельность фонда крайне неэффективна: «При существенных отчислениях работодателей, хорошем соотношении работающих и пенсионеров и госдотациях пенсия должна составлять до 40% от средней зарплаты, а у нас пока средняя пенсия — лишь 20% от средней зарплаты». Конечно, украсть столько вряд ли возможно.
«Скорее всего, большая часть просто неэффективно израсходована и разбазарена», — говорит депутат.
Это уже второе социальное ведомство, которое привлекло внимание правоохранительных органов. В середине ноября разразился скандал в Фонде обязательного медицинского страхования, прошла серия арестов его руководителей. Было установлено, что они получали взятки от представителей территориальных фондов ОМС и фармацевтических и иных коммерческих предприятий. За взятки чиновники распределяли закупки не по конкурсу, как то предписывал закон, а между своими. В результате, по данным Счетной палаты, стоимость закупок завышалась до двадцати раз. Нарушения были обнаружены в реализации госпрограммы о дополнительном лекарственном обеспечении в 2006 и 2007 годах. Эта программа является одним из главных проектов Михаила Зурабова на посту министра здравоохранения и социального развития.
Пенсионный фонд России тоже живет фактически по законам, придуманным Зурабовым. Именно он был главным автором пенсионной реформы и монетизации льгот.
Однако, несмотря на многочисленные проблемы с этими начинаниями Зурабова, он ни разу не удостаивался публичной критики ни от премьера, ни от президента. Лишь после скандала с ФОМС президент сделал замечание главе Минздравсоцразвития. Он попросил министра «самым внимательным образом отнестись ко всему, что связано с исполнением закона, к контролю за расходованием бюджетных средств». Хотя призыв этот прозвучал в крайне мягкой форме, эксперты расценили его как предупреждение.
Теперь эти подозрения находят новое подтверждение.