С начала декабря вступили в силу новые российские экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Теперь пошлина на вывоз нефти составляет $180,7 за тонну, что на $56,9 меньше, чем было ранее.
Весьма ощутимо упала пошлина на экспорт продуктов нефтехимической переработки (дистиллятов, газойлей, бензола, пропана, сжиженных газов и т.д.) — после 1 декабря она составит $134 за тонну (на $38,4 меньше, чем прежде). Пошлина на мазут и смазочные масла упала на $20,7 за тонну и составляет теперь $72,2. Как сообщили «Газете.Ru» в Минпромэнерго, самый важный для отечественного потребителя продукт – бензин – также включен в перечень продуктов, на которые снижена пошлина. Для бензина, как и для продуктов нефтехимии, она составит теперь $134, а не $172, как раньше.
Столь значительное снижение экспортной пошлины на нефть зафиксировано впервые за последние три года.
В прошлом она снижалась лишь дважды – в феврале 2004 года (с $101 до $83) и в феврале 2006 года (с $179,6 до $160,8). После февраля текущего года пошлина демонстрировала лишь рост, дойдя в октябре до рекордной отметки – $237,6 за тонну нефти. Теперь ставка экспортной пошлины вернется на уровень минувшего лета.
По оценкам экспертов, это может привести к тому, что розничные цены на бензин в России еще вырастут.
«В условиях подобного снижения пошлин станет более выгодным экспорт сырой нефти, — объясняет аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. – Нефтяные компании могут значительно увеличить свои поставки за рубеж, таким образом, снизится предложение нефти внутри России».
Соответственно уменьшится и предложение по бензину, что приведет к очередному росту топливных цен. «Причем будет это в ближайшее время — уже в декабре-январе», — отмечает Денис Борисов.
Впрочем, не все эксперты разделяют эту точку зрения. «Тенденция к увеличению экспорта есть, и оптовые цены на нефтепродукты внутри России могут вырасти, — отмечает аналитик Центра исследования конъюнктуры нефтяного рынка «Кортес» Людмила Лурье. — Однако о значительном росте говорить не приходится». В настоящий момент на рынке бензина нет дефицита, идет сезонный спад спроса, к тому же розничный рынок более инертен и с запозданием реагирует на изменение рыночной ситуации, объясняет эксперт.
Нефтяники также утверждают, что российскому потребителю бояться нечего. «Безусловно, снижение налогового бремени всегда позитивно сказывается на бизнесе, — говорят в пресс-службе ЛУКойл. — Однако изменение объемов экспорта в одночасье невозможно физически». По словам собеседника «Газеты.Ru», вопрос в объемах прокачки нефти через трубопровод и уже заключенных контрактах. «Заявки на прокачку определенных объемов компании подают в «Транснефть» раз в квартал, помимо этого объемы поставок фиксируются в контрактах с клиентом, — объясняют в ЛУКойле. —
С другой стороны, при сегодняшней конъюнктуре российского рынка бензина, при нынешнем уровне спроса и цен топливный бизнес внутри страны для нас выгоден.
Никто не собирается перераспределять нефтяные потоки в ущерб российским потребителям».
В более отдаленной перспективе ситуация с ценами на бензин в России, по оценкам специалистов, стабилизируется. «Учитывая то, что президент РФ указал на необходимость стимулирования нефтепереработки в нашей стране, в ближайшее время для этого наверняка будут приняты законодательные меры, — считает аналитик ИГ (организация запрещена в России) «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. – Но даже если этого не случится, ситуация с топливными ценами начнет выправляться. Янакаева напомнила, что крупнейшие нефтяные компании России активизирует свою деятельность в секторе нефтепереработки: «В частности, «Роснефть» покупает и модернизирует активы, ЛУКойл строит НПЗ. Однако результаты станут заметны лишь будущем, в перспективе порядка трех лет».