До завершения двусторонних переговоров о вступлении в ВТО со всеми торговыми партнерами условия уже достигнутых соглашений обычно держатся в тайне, чтобы не портить переговорную позицию с остальными странами. Теперь это эмбарго снято. После подписания соглашения в США, которое завершило этап двусторонних переговоров, можно свести воедино и сделать достоянием общественности их итоги.
Российские переговорщики сделали все возможное, чтобы ни одна из отраслей нашей экономики не испытала шока при присоединении к ВТО, утверждают в Министерстве экономического развития и торговли.
«Ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения России к ВТО, а либерализация тарифов по отдельным позициям осуществляется в течение переходных периодов. Эти периоды -— от 1 года до 7 лет. Они учитывают чувствительность конкретной позиции для отечественных секторов промышленности», — сообщает МЭРТ.
Средневзвешенная ставка на сельскохозяйственные и промышленные товары понизится на 3 процентных пункта. Но по ряду позиций пошлины уменьшатся гораздо сильнее.
Так, Россия согласилась на частичное открытие рынка химических товаров, легковых автомобилей (пошлины предполагается снизить с 25 до 15%) и гражданской авиатехники (с 20 до 7,5–12%). С одной стороны, это «обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, а с другой — позволит реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию автомобильных заводов и самолетов нового поколения», объясняют в МЭРТ.
Пошлины на иностранные лекарства и одновременно на медицинское оборудование и лекарственные субстанции, из которых производятся лекарства в России, также будут уменьшены.
«Система регистрации лекарственных средств будет приведена в соответствие с международными правилами, что также снизит цену лекарств», — считают в МЭРТ.
Снизить и даже отменить необходимо пошлины на кожевенное и меховое сырье, на шерсть и текстильное сырье, бумагу и изделия из нее, технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры, средства их производства и элементную базу. «Будут переведены на платежеспособный уровень ставки пошлин на обувь, бытовую электронику и электротехнику, что позволит исключить серые и черные схемы импорта в этих областях», — говорят в министерстве.
Эксперты по-разному оценивают результаты переговоров для различных отраслей. Интересы сельхозпроизводителей в значительной степени защищены, полагают они. «МЭРТ всегда заявляло, что снижение будет происходить за счет позиций, которые не принципиальны для отечественного производителя, импорт тропических фруктов, например, — говорит «Газете.Ru» руководитель проекта Аналитического центра агропродовольственной экономики Наталия Карлова. — Тарифы на сегодняшний день уже низкие, поэтому снижение еще на 3% может быть не существенно для аграрного сектора в целом».
Также до 2009 года не изменятся тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы. Затем их можно будет продлить.
«Период продления не ограничен и зависит от нашей позиции», — уточняет Минэкономразвития.
Не является смертельным удар и по авиастроителям.
Мы уже и так снизили до 10% пошлину на самолеты деловой авиации, напоминает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «К тому же правительство прорабатывает ряд мер, которые обеспечат защиту отечественному производителю авиапромышленности, — отмечает Пантелеев. — В том числе освобождение от уплаты НДС с ввозимых запчастей и комплектующих, которые используются при производстве российскими компаниями». «В случае адекватного развития нашего авиапрома дополнительная конкуренция не повредит, — озвучивает позицию «Ильюшин Финанс Ко» пресс-секретарь компании Андрей Липовецкий. — В течение 7 лет можно довольно серьезно развить и модернизировать свою продукцию.
Наша продукция ничем не уступает западной, особенно в среде среднемагистральных самолетов. Качество наших самолетов высокое, цена – дешевле».
Также Россия отстояла право финансировать авиапромышленность в части разработки, выдавать безвозвратные кредиты. «Такой возможности лишены такие крупнейшие мировые производители, как Boing или Airbus», — говорит Пантелеев.
А вот для автопроизводителей снижение пошлин может повлечь серьезные трудности. Импорт новых автомобилей возрастет, особенно из азиатских стран, считают эксперты.
За переходный период российским производителям придется сильно потрудиться, чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной.
Невыгодным станет и производство иномарок, которое только-только развернулось в России. При сегодняшней ввозной пошлине в 25% зарубежным компаниям выгодно создавать предприятия в рамках режима «промышленной сборки», позволяющего беспошлинно либо по сниженным ставкам ввозить автокомпоненты для сборки автомобилей.
Когда пошлина опустится до 15%, станет выгоднее импортировать готовые автомобили, отмечают в Объединении автопроизводителей России.
Зато практически без изменений стороны решили оставить российскую заградительную пошлину на спирт, ставки пошлин на готовую одежду, стекло и керамику.
За собой Россия оставила и право защиты национальных операторов телекоммуникационной сферы. На первоначальном этапе она сможет обеспечить контроль над приватизируемыми операторами фиксированной связи — компанией «Связьинвест» и другими традиционными операторами.
Разрешение иностранным страховым компаниям открывать прямые филиалы в России, которого так долго добивались от нас США, также в значительной степени смягчено.
Филиалы будут допущены в Россию только спустя 9 лет после ее присоединения к ВТО. При этом к ним фактически будет применяться такое же регулирование, какое действует для российских страховщиков.