Законопроект об обязательном страховании ответственности, предложенный Министерством транспорта, поддержан правительством, заявил в понедельник вице-премьер Александр Жуков. «Пока речь ведется только о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, — пояснил Жуков. — Вопрос о распространении сферы ответственности на третьих лиц еще не ставился».
Сейчас страховкой защищены только пассажиры автомобильного и авиационного транспорта в рамках закона об ОСАГО и Воздушного кодекса РФ.
Обязательное страхование для пассажиров железнодорожного и водного транспорта в России было отменено с начала мая 2006 года. До этого, согласно правилам, принятым еще в 1992 году, им полагалась страховка в 12 тыс. рублей. Страховой взнос в размере 2,3 рубля включался в стоимость билета. Минфин пытался отменить эти правила с 2003 года, считая установленные выплаты слишком маленькими, а сам факт обязательного страхования противоречащим Гражданскому кодексу. Кодекс запрещает возлагать на гражданина обязанность страховать свою жизнь или здоровье. Однако Минтранс настаивал на законодательном закреплении обязательного страхования при перевозках. Чтобы избежать противоречия с кодексом, на перевозчиков будет возложена обязанность страховать свою ответственность перед пассажирами.
Согласно разработанной Минтрансом концепции, обязательное страхование должно распространиться на все виды перевозок.
Страховые выплаты увеличатся до 600 тыс. рублей на воздушном транспорте и до 300 тыс. рублей на морском, железнодорожном, водном и метро.
Багаж будет страховаться из расчета 600 руб. за килограмм при его утрате или повреждении, а ручная кладь — из расчета ее стоимости.
Предполагается, что единый закон о страховании ответственности перевозчиков отменит все другие действующие статьи. Тарифы будут установлены постановлением правительства. Минтранс предполагает, что расходы на страхование составят от 0,5 до 1,5% годового эксплуатационного расхода на страховое средство.
Новые правила облегчат перевозчикам поиск средств при наступлении страховых случаев, а также стимулируют повышение надежности в сфере перевозок.
Можно не сомневаться, что страховой взнос перевозчики включат в стоимость билета. При этом страховщика будет выбирать перевозчик, а не пассажир. Даже если у пассажира уже есть полис, в который входит страхование от несчастного случая, ему все равно придется оплачивать стоимость страховки, заложенную в билет.
Впрочем, положениями законопроекта может заинтересоваться антимонопольное ведомство, считают эксперты. Ведь страховщик, получивший право обслуживать клиентов ОАО РЖД или метрополитена, получит существенную часть рынка страховых услуг при отсутствии выбора у пассажиров.
Тем не менее страховые компании поддерживают инициативу Минтранса. «С изменением правил страхования пассажиров эта сфера вызовет больший интерес у компаний, — говорит Дмитрий Кусков, эксперт «Инвест-Резерва». — К сожалению, пока к обсуждению концепции законопроекта страховщики не привлекались. Поэтому сказать, каким законопроект получится в итоге, какие будут тарифы, пока сложно. Пока понятно, что уровень страховой защиты станет более реальным. Сейчас это особенно важно для железнодорожных перевозок, потому что страхование авиапассажиров не переставало действовать».