Исследовательская компания IDC представила традиционный отчет Russian Quarterly Mobile Phone Tracker о развитии рынка мобильных телефонов за второй квартал 2006 года.
Исследование подтверждает наметившуюся ранее тенденцию к снижению объема розничных продаж: в России продано 7,12 млн телефонов, что на 8,8% меньше, чем во II квартале 2005 года.
Отчасти это можно объяснить замедлением темпов роста числа абонентов, особенно в регионах, где этот показатель в предыдущие годы рос гораздо быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Подтвердилось и желание россиян покупать все более дорогие телефоны. Наиболее популярными за прошедший квартал были модели в самом дешевом ценовом сегменте — до $100 (на них пришлось 32,4% всех продаж). Однако активизировались продажи телефонов в диапазоне от $200 до $300 – 14,2% продаж. Поэтому на фоне падения объема продаж увеличивается средняя цена мобильного телефона – с $174,9 в первом квартале она выросла до $181,8 во втором.
В споре брендов, по мнению IDC, победу одержала Nokia, на долю которой приходится более 24% продаж. Но на пятки ей наступает Samsung, у которого 20,3% рынка. В пятерку лидеров также попали Motorola с 16,6%, BenQ-Siemens – с 15,4% и SonyEriccson с 11,5%.
Впрочем, аналитики не уверены в незыблемости этой табели о рангах: по мнению Очира Манджикова, руководителя пресс-службы группы компаний DIVIZION, Samsung до конца года преодолеет «гандикап» и выйдет на первое место: «Этому будет способствовать успешная линейка ультратонких телефонов из серии «Ultra Edition». Телефоны из этой серии уже стали бестселлерами в своих ценовых сегментах. Кроме того, компания ведет агрессивную рекламно-маркетинговую политику и имеет сбалансированную ассоритиментную линейку. Мы думаем, что компания вернет себе пальму первенства». Другой важной тенденцией рынка стал рост позиций SonyEriccson. «Успех компании базируется на высоких продажах телефонов K-серии», — считает Манджиков. Также он отмечает грамотную маркетинговую политику компании и широкие функциональные возможности аппаратов, что привлекает взыскательных потребителей.
Другие аналитики настроены более сдержанно. По словам Ксении Кирсановой, аналитика IDC, ситуация в пятерке лидеров рынка не изменится до конца этого года. Она отмечает расслоение в самой пятерке. «Лидеры постепенно, каждый квартал, на какие-то доли процента увеличивают свои позиции», — считает Кирсанова. Однако и она соглашается с тем, что рост SonyEriccson может нарушить существующий порядок вещей. BenQ-Siemens теряет динамику роста, однако все будет зависеть от политики компании на рынке мобильных телефонов, считает она.
Говоря об общих тенденциях развития рынка мобильной связи, наблюдатели настроены скептически. «Период наиболее быстрого роста для операторов мобильной связи уже закончился, и, соответственно, упали продажи мобильных телефонов. IDC считает, что рынок мобильных телефонов восстановится, но этот процесс будет долгим», — думает Саймон Бейкер, руководитель программы исследований IDC в России. С ним соглашается и Манджиков. Он утверждает, что речь может идти о сокращении объемов розничных продаж на 12%, то есть на 3 млн аппаратов – с 31,3 млн в 2005 году до примерно 28 млн в 2006 году.
Судя по всему, рынок аппаратов в отличие от рынка мобильной связи исчерпал возможности для экстенсивного развития. Теперь вопрос в том, как именно изменится соотношение крупных производителей мобильных телефонов между собой, как именно они будут бороться за уже сформировавшийся круг потребителей. Поэтому в ближайшее время потребителям стоит ожидать новых маркетинговых акций от производителей и продавцов телефонов.