Граждане сдают валюту. В мае установлен абсолютный рекорд за весь период наблюдений: россияне продали наличных долларов на $7,6 млрд. Это на 20% больше, чем в апреле, и на 89% больше, чем годом раньше. Такие данные представлены в отчете Центробанка.
Эта ситуация на внутреннем рынке наличной валюты определялась исключительно операциями с наличными долларами США, отмечается в обзоре ЦБ. Эксперты ЦБ считают, что желание избавиться от иностранной валюты вызвано длительным снижением курса доллара к рублю.
Спрос на валюту в мае тоже вырос, хотя обычно в этом месяце наблюдается некоторое снижение. По сравнению с апрелем он увеличился на 9% и составил $6,5 млрд. Это больше, чем в мае 2004 и 2005 годов на 43% и 34% соответственно. Эксперты полагают, что это тоже подтверждает желание граждан избавиться от долларов. Дело в том, что спрос включает в себя не только сумму купленной в обменных пунктах или полученной по конверсии валюты, но и снятой с валютных счетов. То есть люди снимали доллары и покупали евро, спрос на который вырос в мае на 50% по сравнению с апрелем.
Желание избавиться от долларов вполне естественно, считает старший дилер отдела операций на валютном рынке МДМ-банка Петр Неймышев. При этом он полагает маловероятным, что люди продавали доллары только ради покупки евро, поскольку европейская валюта все-таки менее ликвидна.
«Мы раньше верили доллару. Теперь не верим ни в доллар, ни в евро и покупаем рубли», — сказал Неймышев.
Любопытно, что финансовые власти ведут себя прямо противоположным образом. Похоже, им чужда прямолинейная обывательская логика, которая велит переводить сбережения из падающей в растущую валюту. В среду Федеральное казначейство подписало договор с Центробанком об управлении средствами стабфонда. При этом структуру стабфонда Минфин определил так: 45% хранить в долларах, 45% в евро и еще 10% в фунтах стерлингов.
«Стабфонд — это некоторый мертвый запас, хранить который в рублях опасно из-за инфляции», — высказывает традиционную точку зрения Неймышев. Однако эксперт признает, что Минфин может «проиграть», купив доллары, которые и дальше будут терять в цене.
«Стабфонд создан для нужд внутренней экономики, это фонд будущих поколений», — напоминает директор центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. А потому ее смущает решение разместить средства стабфонда на депозитах в иностранной валюте, поскольку это вряд ли позволит уберечь их от обесценивания.
Cтабфонд, в какой бы валюте он ни хранился, исчисляется в рублях. «Это как если бы вы получали рублевую зарплату и переводили ее в какую угодно валюту», — говорит Матросова. Если валюта падает, то средства, хранящиеся в ней, обесцениваются. «Сможет ли ЦБ обеспечить рублевую доходность?» — задается вопросм эксперт.