Конституционный суд (КС) разрешил приватизацию социального жилья, полученного после 1 марта 2005 года, несмотря на то что это в корне противоречит принятому в конце 2004 года Жилищному кодексу. Но суд решил, что запрет на приватизацию жилья противоречит главному закону страны — Конституции. Таким образом, принятое в среду решение вернулo право ветеранам, инвалидам и другим льготникам, получившим жилье по очереди, оформить его в свою собственность. Как минимум — до конца 2006 года. Однако, скорее всего, и этот срок будет продлен: Госдума сейчас принимает закон, продлевающий бесплатную приватизацию до 1 января 2010 года.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде послужила жалоба семьи Орловых из Москвы. Ветеран и инвалид второй группы Хайдар Орлов получил квартиру 18 апреля 2005 года – к 60-летию Победы, ровно через полтора месяца после вступления в силу нового Жилищного кодекса. Свою прежнюю квартиру, в которой он проживал с женой и внуком, ветеран сдал в муниципальный фонд. Однако в приватизации новой квартиры ему было отказано, даже несмотря на то что право на однократную приватизацию жилья ни он, ни члены его семьи ранее не реализовали. Как оказалось, закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», запрещал приватизацию жилых помещений тем очередникам, которым социальное жилье было предоставлено по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, то есть после вступления нового кодекса в силу.
«Закон ставит граждан, получивших жилье с 1 марта 2005 года, в неравное положение с теми, кто получил жилье ранее на тех же основаниях», – настаивал в суде Марат Орлов, внук ветерана.
Таким образом, по его мнению, нарушалась 19-я статья Конституции, говорящая о равенстве граждан. Представитель Верховного суда России Валентин Ершов также называл закон неконституционным. Бесплатную приватизацию жилья так или иначе отменять придется, поскольку «мы живем уже в другой стране», заметил он. Однако переход на рыночные отношения в жилищной сфере, по его словам, возможен только после того, как в стране будут достигнуты «определенные социально-экономические условия» и граждане будут располагать доходами, которые позволят им приобретать жилье в собственность.
Законодатели, принимавшие Жилищный кодекс и закон о введении его в действие, противоречий в законах не видели. «Равенство, о котором говорит Конституция, – равенство прав, а не равенство возможностей», – заявляла суду постоянный представитель Госдумы в КС Елена Мизулина (бывший депутат от партии «Яблоко»). «Право на жилище не определяется как право на бесплатное собственное жилище», – поддержала Мизулину советник аппарата комитета по конституционному законодательству Елена Виноградова.
«С каких пор право на собственное жилище является неотъемлемым правом человека и гражданина?» — доказывал суду приглашенный эксперт, завкафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии Бронислав Гонгало.
Однако все эти доводы показались КС неубедительными, и он счел, что получившие социальное жилье очередники вправе продолжать его приватизировать.
Экспертам это решение кажется закономерным в свете политики, которую сейчас проводит Кремль. «Это правовой ход в духе времени, — замечает партнер бюро «Григорьев и партнеры» Никита Федоров. — Решение хорошо ложится в канву национального проекта «Доступное жилье». Если бы установка сейчас была бы другой, решение Конституционного суда было бы противоположным».
Зато московские власти уже готовятся к дополнительной нагрузке на бюджет. Всего, по данным местных органов власти, в очереди на жилье в России стоит около 4,5 млн человек. Львиная их доля (180 тыс. семей, к которым каждый год прибавляется примерно 2,2 тыс.) приходится на Москву. «Конечно, это будет определенная нагрузка для города, — признает депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. — По моим подсчетам, 8 тыс. очередников в год получают квартиры. Средняя себестоимость метра приближается к $1200 плюс расходы на инфраструктуру; средняя площадь квартир — 60 кв. м.
То есть для Москвы это выльется минимум в $0,5 млрд в год, или же 16-17 млрд рублей.»
Кроме потерь для местных бюджетов решение имеет куда более широкие последствия: если процесс приватизации свежепостроенного социального жилья будет продолжен, местным властям не будет никакого смысла вообще возводить новые социальные квартиры. Ведь они все равно будут продолжать уходить из фонда города к частным владельцам. В итоге строительство очень скоро будет приостановлено, очередь на получение жилья перестанет двигаться. «Мы просто законсервируем это советское наследие в виде очереди на жилье», — уверен Бронислав Гонгало.