Поручение упростить гражданам оформление в собственность квартир, гаражей и дач (то есть того имущества, которое и так находится у них в фактическом пользовании) Владимир Путин дал правительству и депутатам весной — в послании Федеральному собранию. Дело в том, что около 30% индивидуальных жилых домов в России сегодня построено без разрешения, потому что у их владельцев нет ни времени, ни денег, ни желания общаться с чиновниками и оформлять право собственности.
Ведь чтобы зарегистрировать участок, нужно потратить не менее месяца и порядка тысячи долларов и получить около 11 справок. Для жилого дома количество документов возрастает в 2-3 раза.
В результате весь этот массив неоформленной собственности не может быть ни продан, ни передан по наследству.
Правительство и депутаты подошли к поручению президента ответственно. Они подготовили целых два законопроекта «дачной амнистии», включающие поправки в Градостроительный и Земельный кодексы. Основной текст в пятницу к первому чтению в Думу представило Минэкономразвития.
Во-первых, ведомство предложило разрешить владельцам садовых участков приватизацию земельного участка в товариществе в индивидуальном порядке. Сегодня это разрешено делать только коллективно. Поэтому зачастую регистрация тянется годами из-за того, что один или два члена товарищества «отрываются» от коллектива и не могут представить документы.
Во-вторых, МЭРТ предложил регистрировать участок с расположенными на нем строениями без генерального плана, только по предъявлении техпаспорта строения и справки БТИ. Ведь затраты на составление генплана сегодня являются основной статьей расхода собственника. «Чтобы стать обладателем генерального плана, надо пройти 5-10 инстанций и потратить до 200 тысяч рублей!» – напомнил депутатам статс-секретарь МЭРТ Андрей Шаронов.
В-третьих, предлагается упростить обмен старых свидетельств о собственности на участок на новые. Сегодня это невозможно сделать без межевания участка (что предполагает приглашения обмерщика). МЭРТ предлагает разрешить оформлять собственность «в сложившихся границах» – если на то нет возражений соседей.
Что же касается самостроя, то МЭРТ предлагает отнестись к нему снисходительно: не требовать обязательного решения Архитектурного совета о внесении строения в генеральный план, а регистрировать его только на основании предъявленного техпаспорта и справки БТИ.
«Сегодня собственникам приходится через суд доказывать, что у него были основания строить без разрешения, — заметил Шаронов. – Или же оформлять разрешение задним числом, за взятки».
Второй законопроект на эту же тему был подготовлен группой депутатов во главе с председателем аграрного комитета Думы Геннадием Куликом. Он получился еще более либеральным, чем у МЭРТ. К примеру, достаточным основанием для приема чиновником заявления о регистрации права собственности на участок авторы посчитали выписку из документов садоводческого товарищества (по словам Кулика, в его версии не требуется даже справок БТИ и документа о межевании границ). «Минимум шесть раз сегодня должен съездить человек в БТИ, чтобы получить справку!» – аргументировал эту норму глава аграрного комитета. И даже предложил тот описательный план, который служащие БТИ делают за деньги, дать возможность делать самим собственникам (с последующим визированием в садоводческом товариществе).
«И надо уменьшить пошлину за регистрацию, — настаивал Кулик. – Сегодня она 500 рублей, надо сделать 100».
«Давайте уменьшим до десяти рублей!» – немедленно отреагировал на предложение глава комитета по собственности Виктор Плескаческий.
«Я предлагаю всех, кто получил участки до 1991 года, регистрировать по заявлению и освобождать от налогов! – высказал еще более радикальную идею Алексей Митрофанов из ЛДПР. –
А заняться теми, у кого в собственности миллионы!»
«А я предлагаю принять проект Кулика, потому что он более народный!» — вмешался в спор «родинец» Борис Виноградов. Однако Андрея Шаронова законопроект насторожил. «Проще – не значит лучше», — заметил он и предложил идеи Кулика учесть при доработке закона ко второму чтению, а за основной текст взять все-таки правительственный.
«Но в целом-то вы с цифрами Кулика согласны»? – спросил замминистра Анатолий Локоть из КПРФ.
Шаронов кивнул, и уверил, что МЭРТовский закон не хуже куликовского снизит стоимость оформления собственности. «Ко второму чтению мы пропишем закрытый перечень документов, которые будут необходимы для оформления, и снизим количество операций по межеванию – а это снизит цены», — пообещал он. «Надо дать регионам право утверждать предельный размер тарифов на операцию межевания! – со своей стороны предложил Кулик. – Например, так, как это делается в Краснодарском крае (190 рублей за га) или в Нижнем Новгороде (80 рублей)».
«А то в Пензенской области цена межевания доходит до 1000 рублей за га, а в Подмосковье – до 15 тысяч за шесть соток!» — поддержал Кулика единоросс Борис Плохотнюк.
После уверений Шаронова, что поправки Кулика будут учтены, депутат сам предложил снять свой законопроект в пользу правительственного, который и был принят практически единогласно. Теперь, если депутаты успеют доработать поправки ко второму чтению до лета, у российских садоводов появится реальный шанс перестать стоять в очередях на оформление участков уже со следующего года.