Очередные переговоры между главами российского Минпромэнерго и украинского Минтопэнерго Виктором Христенко и Иваном Плачковым снова закончились ничем. Предложение, которое привез Плачков, предполагало повышение стоимости газа до с $50 до $85 за тысячу кубометров при повышении тарифа на транзит с $1,09 до $1,75 за тысячу кубометров на 100 км.
Однако российская сторона, которая настаивает на поставках газа на Украину по цене $230 за тысячу кубометров, сочла этот вариант неприемлемым. «У нас в работе три документа — два контракта (по транзиту и поставкам газа. — «Газета.Ru») и межправительственный протокол на 2006 год, который их обеспечивает. На сегодняшний день единственная цифра, которая не вызывает сомнений, — это объем возможного транзита газа в Европу — не менее 110 миллиардов кубометров. По остальным цифрам — как по объему поставок, так и по цене — стороны к согласию не пришли», — заявил Христенко после окончания переговоров.
Президента России Владимира Путина российско-украинское топтание в газовом тупике совершенно не устроило.
«Вы просто создали реальный кризис не только в энергетической сфере. Этот кризис похож на кризис между странами, — выразил свое недовольство президент. — Это очень плохо».
«Мы ни в коем случае не должны ставить друг друга в сложную ситуацию и должны дать украинским партнерам возможность выстроить свой бюджет, чтобы он смог адаптироваться к рыночным отношениям», — возмущался Путин.
Немного успокоившись, глава российского государства предложил неожиданное решение проблемы.
«Мы готовы предоставить коммерческий кредит прямо вашей компании — «Нафтогазу» под гарантии одного из первоклассных международных банков — либо европейского, либо американского», — «обрадовал» Алексея Ивченко Путин.
После этого он прикинул, сколько потребуется Украине для оплаты российского газа. Сумма получилась внушительной — $3,6 млрд. В аналогичной ситуации с Белоруссией Россия ограничилась куда меньшим кредитом на $200 млн сроком до 2009 года. Однако Владимир Путин определенно исходил из нынешних цен на газ.
«Газпром» согласен?» — обратился глава государства к представителям российской компании. «Да, конечно», — немедленно ответил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов.
Зато глава Государственного управления делами Украины Игорь Тарасюк немедленно объявил, что Украина не может принять предложение о кредите. «Я думаю, что это не может быть воспринято с точки зрения наших интересов. Пока не определимся с ценой на газ, стоимостью транзита, мы не можем говорить об этом, — заявил он. — Если будет 80 или 50 долларов, то понятно, что нам не нужны кредиты. Мы не можем одобрить цену в 230 долларов, какую они предлагают, поэтому какие могут быть кредиты, если мы не признаем цену?»
«Кредит мог бы быть вполне приемлемым решением для Украины, ведь у нее сейчас нет ресурсов для того, чтобы расплачиваться за газ, — считает аналитик Ray, Man & Gor Securities Антон Рубцов. — Но не думаю, что «Нафтогаз» пойдет на это, ведь такая возможность у них была раньше». Эксперт отмечает, что принятие кредита будет фактически приравнено Россией к согласию на рыночные цены.
«На это Украина пойти не может. Ее производство, в особенности тяжелая промышленность и химия, станут убыточными», — уверен Рубцов.
«Это не решение вопроса для Украины, ведь цены на газ в любом случае будут приведены в соответствие с европейскими», — не сомневается аналитик банка «Зенит» Евгений Суворов.
Несмотря на все заявления как украинской, так и российской стороны о том, что политическая составляющая из газовых переговоров должна быть исключена, газовый торг уже давно рассматривается экспертами в первую очередь как политическая борьба.
Это мнение прекрасно подтверждается сегодняшним заявлением Путина о том, что «одно дело — дотировать наших соседей и друзей, которые так же, как и мы, выходят из сложной ситуации плановой экономики, а другое дело — дотировать, например, индийский бизнес на Украине».
(Путин имеет в виду то, что купившая украинский комбинат «Криворожсталь» индийская компания Mittal Steel будет иметь возможность пользоваться льготным российским газом.)
«Это война статусов, — не сомневается Рубцов. — Если сравнить цену в $230 за тысячу кубометров, которую мы выставили Украине, с ценами на газ для других республик, получится, что Россия дотирует многие из стран постсоветского пространства. Сразу становится понятно, что российско-украинские переговоры по газу давно перешли из экономической в политическую плоскость». «Вопрос изначально был политическим, участие Путина сделало это еще более явным, — считает Евгений Суворов. – Думаю, что пока Россия не получит доступа к газотранспортной системе, позиция «Газпрома» останется неизменной».