В среду Льговский районный суд (Курская область) вынес приговор четверым заключенным льговской колонии, где минувшим летом осужденные устроили массовое членовредительство в знак протеста против издевательств со стороны сотрудников исправительного учреждения. Владимир Клементьев, Сергей Чирко, Руслан Чернышов и Михаил Брагин обвинялись в подстрекательстве к голодовке и вскрытию вен как минимум шестерых осужденных взбунтовавшейся колонии. Им инкриминировалась ч. 1 ст. 321 УК РФ («Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»).
Cуд учел сроки еще не отбытого подсудимыми наказания и приговорил Брагина к четырем годам четырем месяцам, Чернышева — к трем с половиной годам, Климентьева — двум годам четырем месяцам, а Чирко — к восьми месяцам колонии строгого режима.
По словам зампрокурора Льговской межрайонной прокуратуры Александра Комарицкого, смягчающими обстоятельствами для Сергея Чирко суд счел «болезнь почек и наличие детей», передает «Интерфакс». Максимальный же срок, который грозил подсудимым, – пять лет лишения свободы.
Будет ли защита обжаловать приговор, пока неизвестно.
Как ранее рассказывала «Газета.Ru», в ночь на 27 июня 2005 года в льговской колонии ОХ-30/3, по разным данным, от 300 до 800 заключенных вскрыли себе вены, протестуя против действий администрации и требуя увольнения начальника колонии, еще несколько сотен объявили голодовку. 26 заключенным пришлось накладывать швы. После расследования ЧП прокуратурой было возбуждены уголовные дела — против сотрудников колонии, избивавших заключенных, и против организаторов бунта. Глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Юрий Калинин признал, что сотрудники колонии допускали нарушения. При этом во ФСИН настаивали, что «проверка показала, что имевший место факт массовых попыток причинения телесных повреждений осужденными носил тщательно спланированный характер, о чем свидетельствует одновременное начало акции в десяти отрядах колонии».
Как посчитали чиновники и следователи, причиной массовых беспорядков в льговской колонии было противостояние администрации и некоторых осужденных, не желавших подчиняться строгим порядкам.
Генпрокуратура сообщила, что к следователям поступили заявления от ряда осужденных льговской колонии. В этих заявлениях было сказано, что «некоторые отрицательно настроенные осужденные принуждали совершать других заключенных членовредительство с целью дестабилизации обстановки в колонии». При этом заявители указали на Брагина, Чернышева, Климентьева и Чирко.
Процесс над предполагаемыми организаторами начался в конце ноября 2005 года. Адвокаты подсудимых Борис Заксенберг и Елена Коробейникова обращались с ходатайством, чтобы в суд была предоставлена видеозапись, на которой осужденные льговской колонии называют совершенно другие имена зачинщиков бунта, однако им было отказано. И в итоге суд постановил, что гособвинение собрало достаточно доказательств вины подсудимых.
Процесс же над представителями администрации колонии, предварительные слушания по которому прошли в том же Льговском районном суде, до сих пор, по существу, не начался.
Предварительные слушания по делу против и.о. начальника исправительной колонии № 3 УФСИН России по Курской области майора внутренней службы Владислава Двоеносова и старшего инспектора отдела безопасности того же учреждения Виктора Реутова состоялись 1 декабря 2005 года. Сотрудники колонии обвиняются в превышении должностных полномочий с применением насилия, оружия или спецсредств (п. «а» и «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Им обоим грозит по десять лет лишения свободы. По данным следствия, 24 июня 2005 года по личному указанию Двоеносова осужденный Алексей Шатунов был избит старшим инспектором отдела безопасности Виктором Реутовым и еще несколькими сотрудниками, личности которых прокуратуре так и не удалось установить. Шатунова вызвали на совет профилактики колонии за некую провинность. Там его начали бить ногами, резиновыми дубинками, битами и другими подручными средствами.
Впрочем, суд вернул материалы уголовного дела в прокуратуру из-за ошибок в обвинительном заключении. Теперь процесс возобновится, только когда прокуратура вернет в суд исправленные документы.
Правда, как считают правозащитники, все разбирательства закончатся «как обычно»: наказаны будут осужденные, а представители руководства колонии выкрутятся.
«Двоеносов и Реутов просто отделаются легким испугом», – заявил «Газете.Ru» представитель движения «За права человека» Борис Пантелеев.