Сегодняшнее заседание суда по делу Нурпаши Кулаева с самого начала было необычным – к зданию Верховного суда Северной Осетии во Владикавказе женщины из комитета «Матери Беслана» подошли с плакатами в руках.
«Путин, на кого работает Генпрокуратура?», «Андреев – кабинетный генерал», «Дзасохов, ты трус!». Когда женщины зашли в зал заседаний кто-то из них возмутился своим же плакатом: «А что, Путин не трус?».
Женщины с самого начала были настроены по-боевому, и когда в зал в новой майке завели Кулаева, раздались крики: «Скотина!», «Тварь!», «Отдайте его нам, мы его разорвем!». Едва женщины успокоились, очередное неожиданное событие вывело их из себя. Оказалось, что адвокат Кулаева Альберт Плиев болен и не смог явиться в суд. Гособвинитель Мария Семисынова подала ходатайство о переносе заседания, в связи с чем стороны должны были высказать свое мнение. Когда очередь дошла до Кулаева, тот сказал: «Мне не надо адвоката, мне без разницы». После того как заседание суда было практически сорвано, в зале поднялся шум и всех журналистов попросили покинуть помещение.
По информации, которая доходила до журналистов за это время, можно было судить, что «Матери Беслана» ведут оживленный спор с председателем суда Тамерланом Агузаровым. Позже стало известно, что матери попросили удалиться из зала заседаний всех участников суда и там же провели совещание. В итоге матери решили демонстративно остаться в зале заседаний, пока к ним не явятся ключевые свидетели по делу — Дзасохов и Андреев, который в момент теракта исполняли обязанности президента и главы республиканского ФСБ соответственно.
Ранее, в августе этого года, недовольные ходом суда «Матери Беслана» уже отказывались покидать здание суда в течение суток. В этот раз женщин удалось уговорить значительно раньше. Когда наконец спустя более трех часов ожидания двери здания распахнулись, первое, что сказала кто-то из потерпевших: «Пока попрощались до четверга». По итогам совещания женщины составили ряд ходатайств на имена замгенпрокурора России Николая Шепеля, председателя суда Тамерлана Агузарова и главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова.
«Мы просим обеспечить явку в суд Дзасохова и Андреева, — начали читать ходатайства женщины, по-прежнему держа высоко свои плакаты. — Российское законодательство одинаково для всех, и они должны исполнить свой долг». Слово взяла председатель комитета Сусанна Дудиева.
«В случае их неявки в суд мы оставляем за собой право выразить свой протест в других формах». На вопрос, каких именно, Дудиева ответила, что это будет решено на месте, и добавила: «Мы не отступаем от своей борьбы за правду».
Кроме вышеупомянутых чиновников, Дудиева настаивает на явке в суд бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева и двух заместителей Николая Патрушева — Владимира Анисимова и Владимира Проничева, находившихся в дни захвата заложников в Беслане.
По мнению «Матерей Беслана», Дзасохов намеренно уклоняется от явки в суд. «Ведь он получает телеграммы с вызовом в суд, так почему он не приходит?» — задавались вопросом женщины. Выступление матерей закончила потерпевшая Рита Сидакова: «Нам постоянно говорят, что нужно действовать по закону, но, кажется, только мы их и выполняем, а у этих чиновников, наверное, свои, кабинетные законы».