В четверг на телеканале Ren TV итоговая программа «Новости 24 с Ольгой Романовой» вышла без своей бессменной ведущей. Пришедшая на работу Романова, узнавшая об отстранении от эфира днем, до последнего пыталась попасть в студию, но охрана ее так и не пропустила.
История с отстранением, как написано на сайте телекомпании, «самой особенной из всех ведущих» выглядит странно.
«Сегодня днем после того, как мы собрались на летучку, Орджоникидзе (генеральный директор Ren TV Александр Орджоникидзе. — «Газета.Ru») передал мне через заместителя главного редактора, что я отстранена от эфира, — рассказала Романова в интервью радиостанции «Эхо Москвы». — Это был устный приказ, и я попросила письменного распоряжения, но его не последовало ни в какой форме». Ведущая, указав, что не выйти в эфир она может только по причине смерти или по письменному распоряжению руководства, все же решила продолжить работать и отправилась в студию. «Но меня не пустили трое сотрудников ЧОП, и я не вышла на региональный эфир в 21.30 по Москве», — сказала Романова. Ведущей не дали провести и итоговый выпуск, выходящий в Москве в 23.30. Обе программы вел Виталий Бузуев, ведущий новостного выпуска в 19.30.
Орджоникидзе вроде бы объяснял смену ведущего по-разному. Как рассказала Романова агентству «Интерфакс», гендиректор компании мотивировал свое решение тем, что в минувшую среду она рассказала в эфире «Эха Москвы», что из выпуска новостей Ren TV были сняты два сюжета: про постройку хрустальной часовни Зураба Церетели на Манежной площади стоимостью $15 млн и материал о закрытии дела против сына вице-премьера Иванова, вечером в уикeнд сбившего насмерть женщину, переходившую дорогу по «зебре» на зеленый свет. Гендиректор предложил другое объяснение. «У информационных программ канала низкие рейтинги и доля ниже средних по каналу, и руководство Ren TV решило попробовать на вечерние выпуски новостей других ведущих телеканала», — высказал свою версию Орджоникидзе. При этом он заверил, что отмена новостей Романовой в четверг совершенно не означает ее отстранения от эфира. В заключение гендиректор канала рассказал в интервью «Эхо Москвы» еще одно объяснение:
«Кроме того, одному человеку сложно вести все вечерние выпуски в будни, каждый день; он может просто неважно себя почувствовать. Так что ничего такого здесь нет».
В любом случае письменного распоряжения об отстранении от эфира в четверг продемонстрировано не было. Поэтому, несмотря на объяснения гендиректора, известные общественные деятели изумились неожиданной смене едва ли не последнего оставшегося на российском телевидении независимого ведущего в итоговой новостной программе телеканала. По их мнению, это решение явно было политически мотивированным. В первую очередь ситуация вызвала недоумение основателя Ren TV Ирены Лесневской. «Я не знаю... Наказывать можно до эфира или после эфира, внутри компании может быть всякое, но эфир — это святое», — заявила она агентству «Интерфакс».
Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко высказался более резко:
«Здесь сказать можно лишь одно: видимо, это последняя отдушина в федеральном эфире, которую заткнули».
Схожую точку зрения высказал экс-президент СССР Михаил Горбачев, «пораженный таким отношением к журналистам»: «Такое отношение к Ольге Романовой — это камертон, который говорит о том, что потерян последний канал, который сохранял хоть какую-то самостоятельность и объективность в освещении событий».
Ранее новое руководство Ren TV утверждало, что информационная политика канала кардинально меняться не будет. У экспертов такие заявления и раньше вызывали сомнения, поскольку фактически теперь канал контролируется государственными компаниями. Напомним, 1 июля 2005 года «Медиахолдинг Рен ТВ» сменил владельцев: основатели канала Ирена Лесневская и ее сын Дмитрий продали свои 30% немецкой RTL Group, а РАО «ЕЭС России» уступило 70% «Северсталь-групп» Алексея Мордашова.
Летом после совершения сделки президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев отметил, что «Ren TV до последнего времени оставался последней федеральной телесетью, позволяющей себе независимую информационную политику, насколько это возможно в современных условиях». В частности, он говорил, что об этом свидетельствует «Новости 24 с Ольгой Романовой». «Было бы наивно предполагать, что возможные финансово-структурные изменения телекомпании никак не отразятся и не будут связаны с информационной политикой канала», — заявил тогда Сагалаев.