В пятницу экипаж Международной космической станции (МКС) приступил к выполнению одного из самых ответственных маневров на орбите. Около 7.30 мск российский космонавт Валерий Токарев и американский астронавт Уильям Макартур начали подготовку к перестыковке корабля «Союз ТМА-7». Отстыковка, как подтвердил руководитель пресс-службы Центра управления полетами Валерий Лындин, назначена 11.42 по московскому времени. Именно тогда Токарев и Макартур отчалят от космической станции.
Около 07.30 мск «космонавты из стыковочного узла «Пирс» перешли в «Союз» и закрыли за собой люки», рассказал Валерий Лындин. Произведя эту операцию, космонавты поменялись ролями. Оказавшись на борту корабля «Союз», российский космонавт занял кресло командира, а астронавт NASA — бортинженера.
К беспилотному режиму полета космонавты подготовили на всякий случай и космическую станцию, ее на время законсервировали.
Правда, возвращение космонавтов на Землю пока не планируется — экипаж 12-й экспедиции работает на орбите с октября и пробудет там до апреля 2006 года. А совсем скоро, в декабре 2005 года, экипажу МКС предстоит принять грузовой космический корабль «Прогресс».
Нынешняя же поездка на «Союзе» проводится для того, чтобы освободить стыковочный отсек «Пирс», переместив корабль на стыковочный узел функционально-грузового блока «Заря».
Таким способом экипаж подготовит «Пирс» для своего второго выхода в открытый космос, намеченный на 8 декабря.
Во время внекорабельной деятельности отсек используют для шлюзования (через «Пирс» космонавты покидают станцию при работе по программе российского сегмента), поэтому для безопасности экипажа его предпочитают держать свободным: в случае нештатной ситуации пристыкованный здесь корабль может затруднить действия космонавтов при возвращении.
Маневр по перестыковке «Союза» длится в среднем не более 40 минут (на этот раз подмосковный Центр управления полетами выделил под автономный полет корабля 38 минут), но подготовка к маневру обычно начинается за несколько дней. Так, в среду экипаж расконсервировал «Союз», перешел на его борт и, закрыв люки, с помощью специалистов ЦУПа прошел всю циклограмму предстоящего перелета. Тогда же космонавты подготовили к автономному полету и пристыкованный к станции грузовой корабль «Прогресс М-54». Как говорят в ЦУПе, в том «маловероятном случае», если Токарев и Макартур не смогут вернуться на борт станции, грузовик отстыкуется автоматически по команде с Земли. Его затопление в Тихом океане запланировано на декабрь.
После отстыковки от «Пирса» корабль должен отойти от станции примерно на 30 м, медленно облететь ее, приблизиться к «Заре» и причалить к нижнему стыковочному узлу модуля. Если все пройдет штатно, еще полтора часа космонавты потратят на то, чтобы проверить жесткость и герметичность стыка. Затем они вернутся на станцию.
По словам Валерия Лындина, весь нынешний рабочий график космонавтов выстроен так, чтобы полет «Союза» вокруг станции и его стыковка с МКС прошли «на свету», то есть когда станция находится не в тени Земли, сообщает «Интерфакс».
Это уже седьмая перестыковка в истории Международной космической станции. И надо сказать, что в последнее время российским космонавтам приходится демонстрировать мастерство пилотирования «Союзами» на орбите все чаще. В прошлый раз подобную операцию успешно провел Сергей Крикалев на «Союзе ТМА-6» 19 июля 2005 года. До него — Салижан Шарипов 29 ноября 2004 года, а еще раньше «Союз» перестыковывали Юрий Онуфриенко 20 апреля 2002 года, Юрий Усачев в апреле и Владимир Дежуров в октябре 2001 года и, наконец, Юрий Гидзенко в феврале 2001 года. Маневр всегда проводится в ручном режиме.