Человек, имеющий к дизайну не самое прямое отношение, но, тем не менее, пришедший на Второй московский международный фестиваль графического дизайна и интерактивного искусства DeArt, открывшийся в Британской высшей школе дизайна, обнаружит удивительные для себя вещи. Во-первых, он увидит множество молодых людей, которые что-то клеят, лепят из пластилина и, приняв неудобное лежачее положение, рисуют фломастерами едва ли не на полу. Во-вторых, приглядевшись, он заметит, что клеят эти люди не что иное, как бумажные звездочки, домики и треугольнички. А рисуют, в свою очередь, цветы, разнообразных Чебурашек и мультяшных героинь, выгуливающих, к примеру, собак.
Отдельный стенд, обратит внимание посетитель, отдан пластиковым игрушкам. Игрушки также непростые: изображают страшненьких зубастых девочек, хот-догов-убийц и кроликов не самого безобидного вида (студия «Луноход-1»). В зале, отведенном под промышленный, а значит имеющий практическую пользу, дизайн, из объектов наблюдается всего лишь один – аквариум, внутрь которого помещены лампочки.
Лампочки красиво подсвечиваются синим. Периодически на них капает вода, что, безусловно, нельзя назвать особенно бесполезным.
Короче говоря, более всего фестиваль дизайна, несмотря на обилие креативных задумок и остроумных ходов, походит на кружок «Умелые руки», где умненькие старшеклассники с высокомерным видом играют в игры, предлагаемые им корпорацией «Киндер-сюрприз». Возможно, это объясняется общим состоянием дизайна в нашей стране, где единственным производителем более или менее сносных идей является студия Артемия Лебедева.
Между тем программа фестиваля предполагает несколько обучающих мероприятий типа лекции самого умелого по части шрифтов голландца Лук(ас)а де Гроота или «Советов старого халтурщика» мастера по креативу Дмитрия Чернышева.
Удивительно, но более всего в программе мероприятий, посвященных шрифтам. Тема актуальна, учитывая то, что с буквами мы поневоле сталкиваемся везде.
Один арт-директор крупной московской газеты, когда ему приходится ставить заголовок, имеющий при себе буквы «Ж» или, к примеру, «Щ», бледнеет и посылает проклятия Кириллу и Мефодию.
Другие проклинают «Ь» и «Ъ». С кириллицей, как считают все они, безусловно, надо что-то делать.
Иногда, впрочем, русскими буквами можно изобразить вполне остроумные вещи. Например, открытку, посвященную празднованию Дня России, один из участников фестиваля Игорь Сулейманов озаглавил как «Не СССЬ!». А Андрей Губин и Виктор Теплов в качестве дизайнерских находок выставили стихи, пародирующие рекламные слоганы: «Рвут носяру на куски Кока-колы пузырьки» или «Жизнь скучна и некрасива без «с друзьями кружку пива»…
Самым же интересным, причем не дизайнерским, а скорее художественным проектом можно назвать серию забавных картинок известного иллюстратора Андрея Кузнецова («Чебураки», «Лубки и «Чук и Мак»).
Крокодил Гена представлен на них страдающим нацистом, Чебурашка в образе Кинг-Конга насилует Шапокляк, а Пушкин выходит звероподобным эфиопом.
По большому счету, наше дизайнерское «меню» подобно тому, как в проекте «Меню пенсионера» (Александра и Анастасия Фалдины) имеется только хлеб, изображающий собой рыбу, курицу, бананы, икру и прочие прелести буржуазного обеда, обладает только одним «блюдом», способным заинтересовать рядового потребителя – быть забавным. Либо строгать, имея в виду новогоднюю елку, звездочки и домики из бумаги.
Второй московский международный фестиваль графического дизайна и интерактивного искусства DeArt`05, 7–13 ноября, Британская высшая школа дизайна (набережная Академика Туполева, д. 15, корп. 15., 7-й этаж). Расписание лекций и семинаров на сайте фестиваля.