Совладельцы Group MENATEP (основной акционер НК ЮКОС) Леонид Невзлин, Михаил Брудно и Владимир Дубов на совместной пресс-конференции в Рамат-Гане (Израиль) прокомментировали очередной этап «дела ЮКОСа». Как пояснил Невзлин, поводом для этой встречи, которые бывают крайне редко, стало вступление в силу приговора Ходорковскому и Лебедеву и их этапирование в колонии, а также двухлетняя годовщина с начала всего «дела ЮКОСа».
На пресс-конференцию трех акционеров, переехавших в Израиль с началом гонений на ЮКОС и возбуждения против них уголовных дел, собралось немало журналистов, а также выступление транслировалась в интернете в режиме реального времени. Хотя Невзлин, чаще всего комментирующий процесс, признал, что ему хотелось бы много чего рассказать, встреча с прессой длилась недолго — всего 45 минут.
В начале участники пресс-конференции кратко напомнили события, происходящие с момента публикации третьей статьи Ходорковского «Левый поворот» в газете «Ведомости» 1 августа и до сегодняшнего дня. Особо Невзлин обратил внимание на то, что Ходорковскому так и не удалось зарегистрироваться кандидатом в депутаты Государственной думы, что этапировали его всего через три дня после того, как бывший глава ЮКОСа через газету «Коммерсантъ» в весьма язвительном тоне поздравил Владимира Путина с днем рождения.
Свой рассказ бизнесмен закончил словами, что он и его коллеги реально опасаются за жизнь и здоровье Ходорковского и Лебедева. «Особенно для нас чувствительно было то, что Ходорковский сам написал, что его хотят физически уничтожить. Для такого мужественного и бесстрашного парня, как Михаил, такое резкое заявление говорит о многом», — признал Невзлин.
То, что Ходорковский оказался в колонии в Краснокаменске Читинской области на границе с Китаем и Монголией, а Лебедев в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, бизнесмены считают также подтверждением намерений властей уничтожить их физически. «В ответ на стремление Ходорковского участвовать в политической и общественной жизни России все, что нужно было Путину, Кремлю для того, чтобы ограничить этих людей, изолировать этих людей, создать опасность для их жизни и осложнить обжалование приговора в Российских и международных судах, это все было сделано», — отметил Невзлин. И поделился с журналистами опасениями, что в прессе появляется информация, будто в Краснокаменске делают все необходимое, чтобы следственные действия и слушания в высших инстанциях можно было проводить, не возвращая Ходорковского обратно в Москву.
Еще одного акционера Group MENATEP, бывшего депутата Госдумы и юриста Владимира Дубова очень встревожила ситуация с адвокатами Ходорковского и Лебедева, которых неоднократно обыскивали во время следствия, а после окончания дела в Мосгорсуде некоторых защитников попытались лишить адвокатского статуса.
«Даже в процессах 1937 года в Советском Союзе и в мире не было подобного отношения к адвокатам, с которым мы столкнулись в «деле ЮКОСа», — сокрушался Дубов, добавив, что опасается также и за адвокатов.
Михаил Брудно, который отвечал за производство и продажу нефти и нефтепродуктов, отдельно подчеркнул, что налоговая задолженность НК ЮКОС была сфабрикована для продажи «Юганскнефтегаза» и подобный же принцип использовался при покупке «Сибнефти». По мнению бизнесмена, фактически всем этим показательным делом «Кремль развязал себе руки, используя мировую потребность в энергоносителях».
Эмигрировавшие бизнесмены не считают «дело ЮКОСа» чем-то выдающимся в условиях нынешней России. «ЮКОС находится внутри больших проблем: трагедии Беслана, Чечни, «Норд-оста» и прочих, — считает Невзлин. — Основная проблема — беспредел Кремля, творящийся во имя власти». «Нынешняя власть — результат коррупционного сговора предыдущей власти и нуворишей от ФСБ», — пояснил он. Бизнесмен, поддерживающий в основном либеральные политические организации, заметил, что можно «все что угодно говорить о Сталине, Ленине и Брежневе, но они действовали не ради личного обогащения».
Сможет ли ситуация в России как-то измениться, бизнесмены прогнозировать не стали.
Во всяком случае, Невзлин, Брудно и Дубов выступать в качестве активной оппозиции действующей в России власти не намерены. «Мы готовы жить и работать в Израиле. Наша задача — помочь ребятам выйти на свободу и не дать погибнуть. Дальше видно будет», — торжественно произнес Невзлин, пояснив, что говорит это в качестве израильского гражданина.
По сути, Леонид Невзлин признал, что, если бы он находился в положении Ходорковского, то, возможно, думал бы немного иначе. «Ходорковский — единственный реальный представитель политический оппозиции. Смотря что он хочет, но продолжить может по-разному: не будет бизнесменом, но может быть политиком. Лишь бы он выжил! А некоторые готовы погибнуть за идею», — сказал бизнесмен. В заключение пресс-конференции Невзлин уверил, что в отличие от Платона Лебедева, юриста Светланы Бахминой, Алексея Курцина и других подвергнутых репрессиям сотрудников ЮКОСа переживать за него, Брудно, Дубова и Ходорковского не стоит: «Мы крепкие ребята, мы выстоим».