Независимое рейтинговое агентство РейтОР провело исследование, целью которого было выяснить, в каких российских вузах готовят самых высокопоставленных представителей исполнительной власти страны (от главы департамента до главы государства).
До сих пор, как отмечают в РейтОР, было понятно только, где надо учиться на президента страны: в МГУ (его окончил Михаил Горбачев), в Уральском политехе (где учился Борис Ельцин) или в СПбГУ (студентом которого был Владимир Путин). Новые данные, считают в рейтинговом агентстве, расширят эту картину за счет других высокопоставленных чиновников, управляющих страной, — прежде всего, членов правительства (министров и их замов, руководителей федеральных агентств и служб с их заместителями, руководителей различных департаментов и других органов при федеральном правительстве), чиновников из президентской администрации, включая полномочных представителей президента в федеральных округах и членов Совета безопасности, а также хозяев регионов — губернаторов.
В выборку попали 247 российских вузов, 27 из которых стали абсолютными лидерами по числу выпускников, оказавшихся на высших этажах власти (4 и больше).
Первое место с большим отрывом занимает МГУ им. Ломоносова (36 выпускников).
На втором – СПбГУ (16 выпускников), на третьем – МГИМО (15 выпускников), четвертое и пятое делят Российская экономическая академия им. Плеханова и Финакадемия при правительстве России (по 10 выпускников). Кроме них в первую десятку входят также Московская государственная юридическая академия, Петербургский госуниверситет экономики и финансов, Московский энергетический институт, Уральский юридический институт МВД (Екатеринбург) и Пермский госуниверситет.
Среди вузов, поставляющих руководителей правительства, также лидирует МГУ им. Ломоносова (23 выпускника). Второе и третье места делят такие всероссийские кузницы подготовки экономических и юридических кадров, как Российская экономическая академия им. Плеханова и Финакадемия при правительстве (по 9 выпускников). В группу лидеров входят помимо МГИМО также СПбГУ и Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.
Что же касается вузов, выпускники которых занимают высшие посты в органах региональной власти, то лидером среди них является Казанский государственный университет.
Больше, чем остальные, подготовили губернаторов также МГУ им. Ломоносова, Тюменский государственный нефтегазовый университет, а также Забайкальский государственный педуниверситет (Чита). И, хотя среди губернаторов немало выпускников московских и петербургских вузов, лидирующую роль в формировании властей субъектов федерации играют вузы региональные, подчеркивают разработчики.
Как свидетельствуют результаты исследования, особенно активную роль в этом процессе играют вузы Севера и Центра европейской части России, а также вузы Сибири и Дальнего Востока.
А вот юг европейской части России, по словам исследователей, готовит значительно меньше кадров для структур исполнительной власти — причем не только федерального, но и регионального уровня.
Причина этого феномена неясна пока и самим исследователям. Возможно, как рассказала «Газете.Ru» руководитель проектов РейтОР Екатерина Степанюк, нежелание идти в исполнительную власть, демонстрируемое выпускниками южных вузов, является следствием «особенностей менталитета южан». Не исключено, что они менее мобильны, чем северяне, а потому «им сложнее встроиться в активный, мобильный слой людей, работающих в исполнительной власти», предполагает она. Или, может быть, «мобильность южан имеет другую направленность: горизонтальную, а не снизу вверх, а потому все перемещения происходят с ними на том же, своем, уровне».
Кроме того, в Уральском и Сибирском регионах параллельно с промышленностью активно развивалась и наука. Здесь были созданы первые академгородки: в Новосибирске, Екатеринбурге, жителям которых, по словам Екатерины Степанюк, всегда было легче сделать карьеру, чем остальным жителям провинции. «В нестоличных городах сделать карьеру проще всего через Москву»: получившие там образование уже попадают в социальный слой, достаточно близкий к элите, считает она. А академгородки гораздо ближе к Москве, чем обычные провинциальные города, отметила Степанюк.
Особенностями «южной жизни» объясняет нежелание выпускников из южных регионов идти в исполнительную власть и председатель общества защиты прав потребителей образовательных услуг Анатолий Сидоренко. «Жить на юге – удобно и комфортно. А ехать куда-то «во власть» – начинаются проблемы с жильем, надо устраиваться, сложности всякие. Вот и остаются они у себя, а вузы оканчивают там, где проживают», — считает он.
В южных регионах, впрочем, с выводами РейтОР не соглашаются.
Как заявил «Газете.Ru» министр образования Ставропольского края Алексей Шабалдас, в самом крае, по крайней мере, вывод столичного рейтингового агентства подтверждения не находит. Самыми востребованными во властных структурах здесь сегодня являются специалисты по СМИ, информационным технологиям, технологиям и менеджменту. И все они, включая самого министра, – выпускники ставропольских вузов.
Та же ситуация и в Белгородской области. Как рассказал «Газете.Ru» проректор Белгородского госуниверситета и глава местного филиала Академии госслужбы Виктор Захаров, ведущие должности на всех уровнях региональной администрации принадлежат выпускникам трех главных местных вузов: гуманитарного и технологического университетов, а также сельхозакадемии. В то же время он признал, что «из-за дороговизны быта» до 95% молодых жителей Белгородской области остаются учиться (а потом и работать) в своем регионе. А это значит, что, поставляя кадры руководящих работников для своего региона, они, в отличие от тех же сибиряков с казанцами, не едут покорять соседние, не говоря уже о Москве.