Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Почти родные

«Волжский проект» — очередная выставка из серии «Золотая карта России» — продолжает интимное сближение Москвы и Нижнего Новгорода.

Серия выставок «Золотая карта России» – рекордный долгожитель в репертуаре Третьяковской галереи. Она начиналась еще до Путина, так что конъюнктурных мотивов вроде содействия четырем федеральным программам, удвоению ВВП, укрупнению регионов и прочим кремлевским инициативам ей не пришьешь. Чистой воды просвещение. Несколько раз в год российские музеи приезжают с гастролями в Москву, чтобы – что? Циники скажут: чтобы решить через столицу свои проблемы. Да хоть бы и так. Нет ничего зазорного в изнасиловании местных администраций по поводу денег для культуры. Все равно, сколько у них ни есть – все истратят, пусть уж что-нибудь достанется и музеям. Но дело не только в этом. Перед зрителями, которые регулярно смотрят «Золотую карту» (нынешняя выставка – 27-я по счету), возникает развернутая панорама отечественных музейных хранений.

Как очевидец почти всех этих экспозиций, могу заверить: весьма развивает.

Развивает не с точки зрения глобальной культурологии, а так, в частном порядке, в русле так называемого знаточества. Структуры фондов в большинстве региональных музеев весьма похожи – дворянские и купеческие портреты, опусы передвижников, что-нибудь от «Мира искусства» и «Голубой Розы», непременные образцы авангарда и пр. Но всегда есть свои жемчужины, свои раритеты и диковины. Скажем, из Нижнего Новгорода привезено сейчас полотно Алексея Саврасова с видом Печерского монастыря – и третьяковцы не удерживаются от восклицания: как можно было такую вещь выпустить из ГТГ, пусть даже и в 30-е годы, когда существовала директива по раздаче ценностей в провинцию? Нижегородцы, правда, словечко «провинция» по отношению к себе произносят с иронической полуулыбкой и постоянно поминают о неформальной, почти интимной близости с Москвой. Особенно теперь, когда мэром там Валерий Павлинович Шанцев.

Говорят, эта близость вскоре будет подчеркнута установкой в Нижнем Новгороде памятника Минину и Пожарскому – точно такого же, как на Красной площади. Угадайте, под чьим художественным руководством клонирован знаменитый монумент работы Мартоса? То-то и оно.

Питомцы гнезда Лужкова распространяются по стране – и, будто пчелы, несут на крылышках пыльцу настоящего монументального мастерства… Ну да ладно, не о том речь.

Выставка носит амбициозное название «Волжский проект» и призвана напомнить о богатых культурных традициях города, чей художественный музей отметит в следующем году 110-летие. Иначе говоря, он постарше и Русского музея, и Пушкинского. Конкурировать с заведениями двух столиц по изобилию шедевров здесь не берутся, конечно, но 64 произведения для нынешней выставки явно отбирались с желанием блеснуть. Речь о русском искусстве XVIII – начала XX веков. То есть нижегородцы использовали стереотипную схему представления регионов в Москве. Это несколько размывает впечатление: гораздо эффектнее выглядели специализированные подборки вроде монографии Дейнеки из Курска или персональной экспозиции скульптора Эрьзи из Саранска. Впрочем, самим музейщикам виднее, что и зачем привозить.

Одна из самых ранних работ – рокотовский портрет императора Петра III, где бравый Петруша смотрит соколом и явно не ждет подвоха от женушки. Завершает экспозицию темперный цикл «Майтрейя» кисти Николая Рериха, в котором виды Тибета обретают уже фирменные мистические характеристики.

К слову, эту серию, как и ряд произведений Кустодиева, завещал землякам Максим Горький – он числился попечителем местного музея аж с 1909 года.

Есть на выставке и большой Айвазовский (какой-то уж чересчур вазелиновый, зато относительно ранний), и Иван Иванович Шишкин с «Туманным утром». Гордость нижегородцев – полотно «Гадание Светланы» Карла Брюллова, единственная его композиция на русскую тему, вдохновленная поэмой Жуковского. Очень хорош невзрачный с виду, но очень вдохновенно выполненный «Серый день» Левитана. Выдающаяся вещь – «Баба в желтом» Филиппа Малявина (по ее поводу третьяковцы тоже могли бы кусать локти, поскольку она отправилась из Москвы в Нижний по той же довоенной разнарядке). Плюс пейзажи разных лет и разных авторов, изображающие одно и то же место, самое выразительное в городе, – слияние Волги и Оки. Плюс авангардные холсты от Ларионова, Гончаровой, Розановой. В целом – ничего сверхсенсационного, зато много качественного и любопытного. Заменить постоянную экспозицию ГТГ, которая тут же, за стенкой, эта выставка не сможет, разумеется, а вот дополнить – запросто.

«Волжский проект». Нижегородский художественный музей. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский пер., 12) до 27 ноября.

Новости и материалы
Американская автогонщица показала грудь в бикини
В российском городе мужчину пришибло деревом во время урагана
СК не нашел экстремизма в лозунгах студентов московского вуза
Бывший президент «Локомотива» раскрыл причину провала тренеров в «Спартаке»
Глава Крыма заявил о неизбежности возмездия за удары дальнобойным оружием вглубь России
Мужчина из Ленобласти выкопал на своем участке минометную мину времен ВОВ
Полина Гагарина впервые за долгое время показала дочь: «Серьезная»
В Госдуме предостерегли желающего стать депутатом бойца ММА
В МИД Венгрии оценили инициативу ЕС о введении пошлин на товары из России и Белоруссии
Оксана Самойлова примерила образ Снегурочки: «Роскошная»
Экс-тренер оценил шансы возможного новичка КХЛ в лиге
Жена российского миллиардера в мини-платье показала ягодицы в синяках
Пентагон подтвердил получение предупреждения о запуске Россией «Орешника»
Виктория Бекхэм показала редкие детские фото с подругой
Тюменец раскритиковал туфли знакомой и получил срок
США уведомили Украину и союзников о предстоящем запуске Россией ракеты средней дальности
58-летняя Сальма Хайек снялась в мини-платье с глубоким декольте
В Британии пообещали вступить в бой с Россией «сегодня вечером»
Все новости