В Цюрихе во вторник в 8 утра по местному времени (10.00 мск) начался суд над 49-летним жителем Владикавказа Виталием Калоевым. Его обвиняют в убийстве авиадиспетчера компании SkyGuide Питера Нильсена, виновного в катастрофе российского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» над Боденским озером летом 2002 года. Громкий судебный процесс проходит в Верховном суде Цюриха в открытом режиме.
Так как обвиняемый признался в совершении убийства, процесс проходит с простым составом суда, без присяжных.
Заседание во вторник было посвящено допросу Калоева. Судья спрашивал о жизни архитектора, его семье, интересах, не касаясь непосредственно дня убийства диспетчера Питера Нильсена. По словам очевидцев, сам Калоев выглядел «бледным и худым» и отвечал на вопросы «тихим глухим голосом». Подсудимый еще раз повторил, что считает главным виновником катастрофы над Боденским озером компанию SkyGuide и лично ее генерального директора Алена Россье, сообщает РИА «Новости». «Я три раза встречался с Россье, и три раза я ему говорил, что он – главный виновник смерти моих детей», – заявил на суде Калоев. Что касается диспетчера Петера Нильсена, то, по словам Калоева, он «лишь непосредственный исполнитель». На вопрос судьи, зачем Калоев хотел встретиться с Нильсеном, Калоев ответил: «Я хотел посмотреть ему в глаза, спросить, почему они не извиняются».
Бывший архитектор еще раз заявил: «Для меня самое важное – чтобы передо мной извинились. Попросили прощения – и все».
Отвечая на вопрос судьи о том, как он переживал постигшее его несчастье, Калоев сказал: «Я провалился в какую-то пустоту. Все мои мысли были об одном — сколько мук, сколько страданий вытерпели мои дети». При этом он особо отметил, что у него не было намерения «причинить физические страдания кому-либо из сотрудников компании Skyguide». «Я не за этим приехал в Швейцарию, чтобы кого-то убить. Если бы у меня были намерения кого-то лишить жизни, я бы не стал ждать полтора-два года», — сказал он.
Калоев также рассказал, что его признание в убийстве диспетчера было фактически вынужденным.
Он отметил, что все улики следствия свидетельствуют против него. «По этим уликам выходит, что я его убил. Но, как было на самом деле, что у меня было в голове, я не могу сказать», — заявил Калоев. Ранее во время следствия на одном из допросов он рассказал швейцарским следователям, что 24 февраля 2004 года пришел домой к диспетчеру Нильсену в надежде, что тот извинится перед ним за смерть его родных. Он помнит, как показывал авиадиспетчеру фотографии погибших жены и детей, тот оттолкнул его, выбил из рук снимки и спровоцировал конфликт. А что произошло дальше, Калоев вспомнить уже не смог. По его словам, в тот момент он потерял над собой контроль. «Потемнело моментально в глазах. Я не понял, что я делаю. Мне показалось, что моих детей перевернули в гробах, выкинули их из них. Я не помню, я не знаю, что я делал», — рассказал Калоев на суде.
Как сообщает программа «Вести», хотя первоначально ожидалось, что решение Верховного суда станет известно уже в среду, адвокат Калоева Владимир Сергеев заявил, что, возможно, все несколько затянется и процесс продлится три дня, до четверга, и вердикт будет вынесен 26 октября. Обсуждаться приговор будет тоже в открытом режиме – судьи посовещаются в присутствии участников судебных слушаний.
Если суд признает Виталия Калоева виновным, согласно швейцарскому законодательству ему грозит до 20 лет тюрьмы.
Однако если защита сможет доказать, что преступление было совершено в состоянии аффекта, срок лишения свободы будет значительно меньше – от 1 года до 10 лет тюрьмы, сообщил агентству Swissinfo швейцарский адвокат Калоева Маркус Хуг. В то же время гособвинитель, выступающий на процессе, Ульрих Ведер сообщил журналистам, что будет настаивать на самом тяжелом сроке наказания и квалификации преступления как заранее спланированного умышленного убийства.
С момента ареста родственники, близкие и государственные чиновники из Северной Осетии всячески поддерживали Виталия Калоева, объясняя его поступок отчаянием в попытке найти виновного за смерть своих близких. На суде Виталия Калоева будет поддерживать президент Северной Осетии Теймураз Мамсуров. По данным РИА «Новости», президент вылетел на процесс во вторник. В пресс-службе Мамсурова сказали, что он будет присутствовать на суде не как глава республики, а как соотечественник, обеспокоенный судьбой земляка. Мамсуров уже дважды встречался в Швейцарии с Калоевым.
Не исключено, что во время поездки президент Северной Осетии проведет переговоры с властями Швейцарии по вопросу выдачи Калоева.
Эту тему уже затрагивали в сентябре во время встречи Мамсурова с послом Швейцарии в России Эрвином Хофером. «В случае с Калоевым, пережившим гибель всей своей семьи, такое возможно, если это будет обсуждаться на самом высоком государственном уровне», – заявил ранее Мамсуров.
В России и Швейцарии проходят митинги в поддержку Виталия Калоева.
Представители Северной Осетии, друзья и родственники Калоева, находящиеся сейчас в Швейцарии, намерены митинговать в поддержку подсудимого. Еще один митинг состоялся во вторник в Москве рядом со зданием посольства Швейцарии. Туда пришли родители погибших в авиакатастрофе детей. Они прилетели в столицу сегодня утром из Уфы. В письменном обращении к швейцарским властям родственники погибших просят, чтобы Калоеву устроили повторную психиатрическую экспертизу.
Во Владикавказе на одну из центральных площадей города пришли около 6 тыс. человек – родственники самого Виталия Калоева, его знакомые, близкие погибших над Боденским озером. В акции участвовали также представители практически всех общественных организаций Северных Осетии, из официальных лиц был первый вице-спикер парламента Северной Осетии Станислав Кесаев.
Родственники самого Калоева держали в руках фотографии детей и супруги Виталия, погибших в авиакатастрофе, фотографии могилы, где похоронены все трое. В толпе виднелись плакаты: «Человек дороже денег», «Справедливость для всех», «Оправдайте горе человека».
Собравшиеся сообщили, что ответственность за смерть диспетчера Питера Нильсена должна быть возложена на компанию SkyGuide.
«Руководство авиакомпании SkyGuide испугалось публично взять на себя ответственность за случившееся – и тем самым подставило под удар своих сотрудников, – заявили организаторы митинга. — Несмотря на то что именно Петер Нильсен был официально признан главным виновником катастрофы, диспетчер даже не был уволен – его только спрятали от журналистов под предлогом переживаемой психологической травмы». По их словам, убийство швейцарского авиадиспетчера вообще было на руку SkyGuide, поскольку Нильсен владел информацией о махинациях авиакомпании, связанных с переделом воздушных границ. «Почему не судят SkyGuide? Виноваты они, а не наш Виталий», – возмущалась родственница Калоева, Алла. Родная сестра Виталия Калоева, Зоя, со слезами на глазах спрашивала окружающих: «За что его судят? У него вся семья погибла! Хватит уже этого человека наказывать». А кто-то из выступавших вдруг выкрикнул, что убийство диспетчера — «геройский поступок», а сам Калоев – «слава Осетии».
Виновность компании SkyGuide в авиакатастрофе действительно до сих пор остается недоказанной.
Расследование причин крушения самолета продолжается. Весной 2004 года комиссия по расследованию причин авиакатастрофы из Германии подтвердила частичную вину диспетчера Питера Нильсена в столкновении самолетов. Сейчас обвинение в смерти пассажиров и членов экипажа обоих авиалайнеров предъявлено восьмерым служащим компании SkyGuide, передает швейцарское агентство Swissinfo. Kомпания уже договорилась с некоторыми из родственников погибших в самолете Ту-154 о выплате компенсаций.