В понедельник норвежская береговая охрана задержала в Баренцевом море два российских рыболовецких судна. По данным Союза рыбопромышленников Севера, одно судно — транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович» — принадлежит «Мурманрыбпрому», а траулер «Капитан Горбачев» — российской компании АТФ (по другим данным, Мурманскому траловому флоту). Как сообщает «Интерфакс», по предварительным данным, суда были задержаны в момент перевалки рыбы с траулера на рефрижератор.
По сведениям ИТАР-ТАСС, 11 инспекторов норвежской рыбоохраны уже высадились на российский транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович» и изъяли у российских моряков судовой и промысловый журналы, на борту траулера находятся два инспектора.
По словам генерального директора «Мурманрыбпрома» Павла Виноградова, российских рыбаков обвиняют в том, что они не уведомляли норвежцев о перевалке груза в 12-мильной зоне принадлежащего Норвегии острова Медвежий. Сейчас оба судна стоят на якоре в районе этого острова, находящегося посередине между континентальной Норвегией и Шпицбергеном.
Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на осведомленные источники, норвежская сторона настаивает, чтобы траулеры срочно проследовали в ближайший порт этой страны — Тромсе.
Капитан «Капитана Горбачева» Белоусов отказался выполнить требования норвежских инспекторов.
Белоусов ждет распоряжений владельца судна.
Сейчас точные координаты нахождения судов выясняются. «В случае, если выяснится, что российские суда находятся в международной зоне, все претензии норвежцев окажутся беспочвенными», — сообщает ИТАР-ТАСС.
Руководство «Мурманрыбпрома» уже выразило протест в связи с действиями норвежской береговой охраны и обратилось с ним к главе Федерального агентства по рыболовству Станиславу Ильясову и участникам российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая начала свою работу в понедельник в Калининграде.
За октябрь этого года норвежцы задержали уже четыре российских судна (за весь 2004 года норвежские власти арестовали более 10 российских судов). В середине октября в районе норвежских территориальных вод было задержано судно «Метелица», принадлежащее Северной рыбной компании. «Метелице» норвежская сторона предъявила штраф в размере 500 тысяч норвежских крон за неподачу информации о размере улова. Судно сейчас находится в порту Тромсе, а 14 декабря в местном суде норвежского порта состоится судебное рассмотрение этого дела.
Особенно нашумевшей и захватывающей стала история с траулером «Электрон», который за якобы незаконный лов рыбы норвежские инспекторы попытались задержать около Шпицбергена 17 октября.
Траулер отказался заходить в норвежский порт и вместе с находившимися на его борту двумя норвежскими инспекторами рыбоохраны двинулся в сторону Мурманска. Почти три дня за траулером гнались норвежские пограничные корабли, но так его и не поймали. На помощь «Электрону» пришли другие российские рыболовецкие суда, не дававшие норвежцам своими маневрами приблизиться к преследуемому. Не удалась и попытка норвежцев застопорить ход «Электрона» с помощью сети. Сброшенная с норвежского самолета, она попала не на «Электрон», а на другое российское судно – траулер «Григорий Арлашкин». 20 октября ставших заложниками «Электрона» норвежских инспекторов отдали норвежским военным.
Случай с «Электроном» глава Федерального агентства по рыболовству России Станислав Ильясов расценил как свидетельство того, что Норвегия вытесняет российских рыбаков из района промысла, который считается мировым.
По данным гендиректора Союза рыбопромышленников Севера Геннадия Степахно, в районе архипелага Шпицберген наступил пик промысла трески и пикши, поэтому большое количество промысловых кораблей России и Норвегии находится сейчас в этом районе Баренцева моря. Как сообщает ИТАР-ТАСС, сейчас там ведут промысел более 60 мурманских рыболовных траулеров и примерно столько же норвежских. Стороны, по словам Степахно, имеют равные права на использование ресурсов Баренцева моря.
В понедельник в Калининграде начала работу 34-я сессия Совместной российско-норвежской комиссии по рыболовству, ей предстоит разобраться с условиями работы российских и норвежских рыбаков в Баренцевом море и определиться с распределением квот на 2006 год. В ходе заседания генеральный секретарь министерства по рыболовству и береговым вопросам Норвегии Йорн Крог назвал конфликт с траулером «Электрон» «обыкновенным инцидентом, который не повлияет на взаимоотношения России и Норвегии в сфере рыболовства. Это обыкновенный инцидент, а их мы не обсуждаем», – заявил представитель Норвегии.
Вечером временный поверенный МИД России в Норвегии в связи с последними событиями был вызван в МИД Норвегии. По словам сотрудника российского посольства в Норвегии, «внешнеполитические ведомства находятся в контакте в связи с этой ситуацией».
Как сообщается, командование Военно-морского флота России пока не получало указаний о привлечении боевых кораблей к разрешению инцидента в районе острова Медвежий в экономической зоне Норвегии. По словам главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Масорина, военные моряки внимательно следят за ситуацией с задержанием двух наших судов, «но пока никаких указаний в этой связи командование ВМФ не получало».
«Газета.Ru» продолжит следить за российско-норвежской тресковой войной в Баренцевом море.