XIX Российский антикварный салон с виду благополучен и безмятежен, как всегда в последние годы. Под событие снова отведена вся кубатура ЦДХ, число участников по традиции растет и растет (нынче их 207 против 195 по статистике полугодичной давности). Ни каталог не похудел, ни топ-лист не скукожился, ни лак не потускнел на картинах и будуарных столиках. Но некоторая хмурость в лицах устроителей все же проглядывала.
И было отчего. На пресс-конференции глава компании «Экспо-Парк» Василий Бычков поведал о том, как в Минкульте (точнее, в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии – том самом ФАККе, о котором одно время так много судачили) их, что называется, кинули с некоммерческим проектом. Выставка «Рококо в России» была загодя широко разрекламирована и обещала стать хитом нынешнего салона. Договорились с музеями, застраховали экспонаты, уже заправили бензином транспорт для перевозки – и вдруг получили в ФАККе категорический отказ.
Разумеется, ни Исторический музей, ни заповедник «Царское Село», ни усадьба «Останкино» руководства ослушаться не посмели и сделку дезавуировали.
Вещи прибыли лишь из Ораниенбаума, поскольку тамошний музей находится в областном ведении и вправе распоряжаться экспонатами без минкультовской визы. Так что нет на салоне ни коронационных саней Елизаветы Петровны из ГИМа, ни прочих чудес света из государственных фондов. Спешная подмога частных галерей до планового уровня выставку все же не подняла. В сердцах Бычков даже заявил, что раз такой саботаж со стороны чиновников, то и не будет на Антикварных салонах впредь никаких музейных показов. Жизнь, конечно, покажет, как там дальше, но история неприглядная, согласитесь.
Облом пришелся некстати и потому еще, что Антикварному салону именно сейчас не помешала бы эффектная зрелищная акция. Конкурент в лице Международного салона изящных искусств, проходившего в сентябре в «Манеже», оказал заметное психологическое давление на местный рынок. Именно психологическое, а не финансовое: по сведениям Росохранкультуры, там было зафиксировано всего-то шесть операций купли-продажи. К тому же к международным антикварам возникли серьезные претензии со стороны таможни. Рассказывают о леденящих кровь случаях, когда старинные гобелены проходили по документам как куски напольного покрытия и т.п. Словом, не все гладко с интеграцией в мировое сообщество, но от одного факта не отмахнуться:
В «Манеже» встречались настоящие шедевры интернационального класса. На отечественном Антикварном салоне это редкость.
Зато здесь цены ниже, а ассортимент шире и роднее. Есть и потенциал по привлечению сюда «собственных» иностранцев, не входящих в пул швейцарского магната Ива Бувье… В общем, расслабляться не время.
Для проведения в жизнь политики кнута и пряника на салоне функционирует экспертный совет, наделенный полномочиями карать нерадивых или нечистоплотных галеристов (вплоть до отлучения их в будущем от экспозиции) и морально поощрять лучших. Действует и введенное недавно зонирование: на втором этаже ЦДХ концентрируются гранды, остальные – кто где. Кроме того, некоторые направления антикварного бизнеса все чаще получают возможности для автономного плавания: в конце ноября стартует Антикварная книжная ярмарка, следом пройдет ярмарка «Полвека советского искусства», а в апреле ожидается премьера мероприятия под названием «Монеты и медали». Все заметнее приживаются «черенки» Антикварного салона и на петербургской почве. В общем, реализуются различные тактические схемы. Это как в футболе: способна ли система побороть класс? Похоже, никто не собирается опускать руки. Или, что то же самое, их поднимать.
XIX Российский антикварный салон. В ЦДХ до 30 октября.