Китай все активнеe включается в мировую пилотируемую космонавтику. В понедельник с орбиты благополучно вернулся второй пилотируемый китайский корабль «Шэньчжоу-6» с двумя космонавтами на борту, а в четверг президент туристической компании Space Adventures Эрик Андерсон официально представил будущего первого космического туриста страны. «Вот он, наш новый герой, который собирается в космический полет, — указал Андерсон на китайского бизнесмена Цзян Фана. – Надеюсь, что в Китае наша компания найдет еще не одного такого героя».
Цзян отправится в космос в 2007 году. Правда, его полет не будет столь долгим, как у профессиональных космонавтов: турист пробудет в космосе лишь несколько минут.
Дело в том, что китаец отправится не на орбиту, а на так называемую суборбиту. Это условная граница между земной атмосферой и космическим вакуумом, которая находится на высоте 100 км от поверхности Земли. Поэтому его полет стоит значительно дешевле, чем космический тур на Международную космическую станцию на российском корабле «Союз». Базовая цена за полет на МКС — $10–20 млн.
По словам Андерсона, тур обойдется Цзяну всего в $100 тыс.
«Я хотел бы испытать невесомость и понять чудеса космоса», — пояснил свои расходы будущий первый космический турист Китая.
Журналисты, присутствовавшие на пресс-конференции, попытались узнать о личности космического туриста подробнеe. Как поясняет China Daily, о том, что некий китаец оформляет сделку по коммерческому космическому полету, было известно еще в феврале 2005 года, так что пресса могла только догадываться, о ком именно идет речь. Но Цзян оказался немногословен. Он коротко ответил, что «рассказ о его личных качествах не имеет отношения к разговору о космическом полете», но все же сообщил, что ему за тридцать, родом он с юга Китая, занимается производством электроники и не говорит по-английски.
Отметил Цзян и еще одну важную подробность своей биографии. Собираясь в космос, он решил стать представителем Space Adventures в Китае. Вместе с Андерсоном он представил компанию Hong Kong Space Travel Ltd, которая оказывает услуги по орбитальным и суборбитальным туристическим полетам и работает по другим турам, связанным с космической деятельностью. Так что собственный космический опыт, по всей видимости, будет для него полезен и с практической точки зрения. Факт подписания контракта, хоть и предварительного, а также сам полет станет хорошей рекламой Цзяну и его новому бизнесу.
Суборбитальные полеты – новое направление в работе Space Adventures. И несмотря на то что компания продала более 100 таких туров, еще ни один из них не состоялся.
Впрочем, особых сомнений в том, что рано или поздно туристы полетят, у специалистов нет. Первым шагом к регулярным суборбитальным полетам стала победа проекта SpaceShipOne конструктора Берта Рутана в конкурсе X-prize осенью прошлого года. Корабль, полностью построенный на частные средства компанией Scaled Composites LLC, дважды покорил высоту 100 км в течение двух недель и выиграл приз в $10 млн. Но главное в том, что корабль и его создатели показали, что космические полеты доступны не только профессиональным космонавтам и очень здоровым людям, но и рядовым любителям приключений.
Сейчас SpaceShipOne стал музейным экспонатом в Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, но компания Scaled Composites LLC по заказу компании британского миллиардера Ричарда Брансона Virgin Galactic готовит к космическим коммерческим полетам новые корабли, которые полетят с туристами на суборбиту в 2007 году. По данным Space Adventures, ей удалось зарезервировать уже более 100 мест для своих клиентов на этих суборбитальных кораблях.