Слухи о местопребывании Михаила Ходорковского в последние дни ходили самые разные, однако в то, что экс-главу ЮКОСа завезут настолько далеко, до последнего мало кто хотел верить. Поэтому в среду, когда читинское информационное агентство «Забинфо» сообщило, что заключенный Ходорковский еще в минувшую субботу прибыл этапом в город Краснокаменск Читинской области, к этому отнеслись как к очередному слуху.
И все-таки не на шутку взволнованная этой информацией жена Ходорковского Инна в сопровождении адвокатов сегодня прибыла в СИЗО «Матросская тишина», чтобы ей дали хоть какой-то официальный ответ. Для этого Ходорковская заранее записалась на прем к начальнику СИЗО Фикрету Тагиеву, у которого сегодня как раз приемный день.
Логика визита была простая. «По закону Тагиев обязан сообщить родственникам, куда он отправил Ходорковского, – напомнил «Газете.Ru» сотрудник пресс-центра Ходорковского Максим Дбар. — Он выбрал вариант сообщить почтой. Может быть, потому что не нашел телефон, не знал, как позвонить жене. Поэтому она решила приехать к нему, чтобы ему было удобнее, чтобы он не заморачивался, как ее известить, и сообщил лично».
Однако, когда Ходорковская отстояла длинную очередь и зашла в приемную к Тагиеву, его там не оказалось. Ее встретили две сотрудницы СИЗО, которые сообщили, что начальника сегодня нет.
На вопрос о местонахождении Ходорковского женщины лишь рассказали, что уведомление об этапировании было отправлено 11 октября заказным письмом на домашний адрес. В подтверждение своих слов они дали исходящий номер письма, однако место, откуда было направлено письмо, сотрудницы СИЗО сообщить отказались.
Инне Ходорковской оставалось лишь покинуть СИЗО. Как заявил адвокат Антон Дрель, вместе с Инной они намеревались поехать на почту, чтобы найти уведомление о его этапировании.
Однако ехать на почту в итоге не пришлось. Параллельно адвокаты пытались проверить информацию о местонахождении клиента через свои каналы.
Буквально через пару часов координатор защиты Ходорковского Генрих Падва объявил, что Ходорковский находится в колонии ЯГ-14\10 Краснокаменска Читинской области.
«У него уже был местный адвокат. Она позвонила мне. Михаил Борисович ждет нас», — сказал Падва.
После признания адвокатов скрывать дальше место заключения Ходорковского уже не имело смысла, и начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Сибирскому федеральному округу Александр Плешков подтвердил, что Михаил Ходорковский находится в одной из колоний Читинской области.
«Могу сказать, что он действительно доставлен в Читинскую область, номера колонии я не знаю, такая информация мне не нужна», — сказал Плешков РИА «Новости».
Действительно, адрес колонии нужнее адвокатам, которые намерены ехать к Ходорковскому в самое ближайшее время. По словам Падвы, встреча Ходорковского с местным адвокатом свидетельствует о том, что «карантин уже снят», и к нему можно уже ехать на встречу. Добраться до колонии адвокатам и жене будет не так легко. «Туда не ближний путь: шесть часов полета на самолете и семь часов на машине», — добавил защитник. В настоящее время адвокаты уже изучают расписание авиарейсов в регион.
Как накануне сообщало Забайкальское информационное агентство, Ходорковский будет распределен в восьмой отряд колонии ЯГ-14/10. Эта колония была создана в декабре 1967 года в городе Краснокаменск Читинской области, когда здесь было открыто Стрельцовское урановое месторождение и началось строительство Приаргунского горно-химического комбината по добыче и переработке урансодержащей руды. В 2002 году здесь отбывали наказание 1389 осужденных. На протяжении почти 30 лет тема Краснокаменска и организованной здесь добычи урансодержащей руды была закрытой, как и сам город. В народе ходили слухи о том, что осужденные работают на урановых рудниках, однако это было не так. В действительности заключенные ранее строили несколько заводов железобетонных изделий, а сейчас трудятся в центральных авторемонтных мастерских местного ремонтно-механического завода. Сегодня колонию можно считать образцово-показательным учреждением. Около тысячи заключенных проживают в двухэтажных кирпичных бараках. В комнате отдыха есть телевизор. По выходным можно сходить в клуб. Ходорковскому могут предложить работу в местной швейной или столярной мастерских или заняться металлообработкой.
Единственная небольшая проблема — в результате работы комбината в Краснокаменском районе возникли зоны техногенно-радиоактивного загрязнения. Экологические организации неоднократно поднимали вопрос о вредном влиянии добычи урана на Краснокаменск и прилегающие районы, однако на колонию эти протесты не повлияли, равно как и на решение отправить туда самого известного в России заключенного.