Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Феникс или зомби?

Больной воскрес, но нежизнеспособен — таков итог обсуждения успехов «9-й роты» и российского кино в целом начальством Минкульта.

На канцелярите новость звучит следующим образом: «Сегодня состоялось заседание Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, первым пунктом повестки дня которого значилось: «О кинопрокате и кинообслуживании населения Российской Федерации и приоритетных направлениях государственной поддержки показа отечественных фильмов».

В переводе на русский: культурные чиновники России обсуждали, что творится с российским кино, и выясняли, что им теперь с этим кино делать. Подоплека этого сборища — тоже не бином Ньютона. К хору победных реляций о возрождении российского кино не присоединились разве что «Спокойной ночи, малыши». И под метроном сообщений об очередном миллионе, заработанном «9-й ротой», в голову вышестоящего чиновника просто обязана забрести «хозяйственная» мысль: «Раз там все так хорошо, что же мы им денег даем? Пусть сами зарабатывают».

Вот Минкульт и решил нанести упреждающий удар. Поэтому в отчетном докладе заместитель руководителя ФАКК Александр Голутва о победах почти не распространялся – так, упомянул, что сборы в кинотеатрах растут невиданными темпами, скоро в России появится тысячный современный кинотеатр, российские фильмы безо всяких квот уже составляют порядка 20% от общего числа, а «9-я рота» к сегодняшнему понедельнику, похоже, собрала почти 15 миллионов баксов и планку в 20 миллионов, кажется, собьет.

И немедленно после этого докладчик сделал то, что делает любой чиновник, подозревающий, что у него хотят отобрать деньги – начал плакаться. Весьма аргументировано, надо сказать.

Александр Алексеевич напомнил о том, что обеспеченность современными кинотеатрами в России в 15 раз меньше, чем во Франции, и в 6–8 раз меньше, чем в других странах Европы. Требуется порядка 3 тысяч залов, а мы тысячу сколько лет строили. Что Минкульт дает деньги примерно сотне фильмов в год, но окупаются из них единицы. Но (упреждая упреки) – это нормально, это везде так – зарабатывают единицы. К примеру, США производит только 10% от общего количества фильмов в мире, но именно эти десять процентов собирают 70% мировых сборов. А почти треть мировых сборов – это касса 13 самых успешных фильмов.

Что наш кинематограф убыточен, и чтобы выйти хотя бы в ноль, российским фильмам надо собирать в 8–10 раз больше, чем они собирают сегодня. Что с прокатом, который хоть и растет, на самом деле полный тохес – современные кинотеатры есть только в больших городах, соответственно, только там и ходят в кино.

На населенные пункты, где живут меньше ста тысяч человек, приходится меньше 6% действующих кинотеатров. Между тем именно в таких населенных пунктах живет 55% населения России.

Грубо говоря, больше половины населения страны в кино сходить даже теоретически не может, и такая ситуация сохранится как минимум в ближайшие пять лет.

Проблем вообще хватает – тут тебе и фактическое отсутствие проката наших фильмов за рубежом, и пиратство, которое, по оценке Голутвы, составляет около 80% выпускаемых видеокассет и DVD, и крайняя скудость репертуара – из 226 фильмов, получивших прокатное удостоверение на период до 1 октября этого года, 85 – производства США, 74 – России, 22 – Франции, по 7 – Великобритании и Германии. Остальные страны – один-два фильма. Поэтому и не может наш киноман припасть к разнообразию мирового кино.

Резюме: надо принять отдельную ведомственную целевую программу на период 2007–2009 годов по финансированию кино, чтобы всякие театры да музеи деньги себе не перетягивали.

Надо сказать, что тактика «плачься и проси денег» имеет один серьезный недостаток – начальство может рявкнуть: «А чем же вы, крапивное семя, все эти годы занимались, раз у вас один недород и падеж скота!». Поэтому крайне необходимо в финале себя все-таки похвалить. Хвалил следующий докладчик — главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. Чтобы не было никаких сомнений, свою речь он начал фразой: «Кроме кино, трудно найти другую сферу культуры, где бы государственная политика была бы более успешной». По словам Даниила Борисовича, все было сделано прозорливо и мудро – не стали влезать в кинопрокат, отдали его на откуп свободному рынку, и коммерсанты, пусть паразитируя на американских блокбастерах, но создали систему проката, которая позволяет теперь катать и возродившееся российское кино.

Тем временем декабристы разбудили Герцена, тьфу, телесериалы возродили киностудии, и теперь воскресшее российское кино в полном шоколаде – есть на что снимать, потому что Минкульт деньги дает, есть где снимать и есть где показывать, чтобы деньги отбить.

Победоносная аллилуйя, правда, вызывает большие сомнения. Представлять победой государственного разума то, что прокат был отдан на милость всем желающим, по крайней мере спорно: все-таки кинопрокат является одной из самых доходных отраслей бизнеса, доходнее разве что нефть. Достаточно сказать, что за восемь лет сборы от проката кино в стране выросли в 33 раза. Да и априорную никчемность и неразворотливость госпроката поставил под сомнение один из выступавших — генеральный директор КГУП «Хабаровский краевой киновидеопрокат» Николай Ершов. Дело в том, что хабаровский губернатор Виктор Ишаев давно пользуется репутацией «крепкого хозяина». И в переоборудование кинотеатров тамошняя администрация вложилась сама, а уже потом на полученную прибыль продолжила развивать систему проката. И теперь в Хабаровском крае 22 современных зала, причем только четыре из них — частные. Кино есть во всех населенных пунктах края, где живут больше 30 тысяч человек. Соответственно, и показатель частоты посещения кинотеатров в крае выше среднероссийского в 3 раза. Если средний россиянин посещает кинозал 0,5 раза в год, то в Хабаровском крае – 1,5 раза в год, а в городе Хабаровске – 2,5 раза. Из 22 кинотеатров на дотации только 10 – те, что находятся в маленьких городках и селах, а больше половины приносят хорошую прибыль.

Да и с дотированием Минкультом производства российского кино не все так гладко.

Президент гильдии кинокритиков Виктор Матизен поинтересовался у Александра Голутвы, какой процент дотируемых министерством фильмов хорошо катается или получает высокую оценку на фестивалях. Александр Алексеевич быстро смекнул что к чему и отпираться не стал – брака де, конечно, очень много, в разы больше, чем удач, но это абсолютно нормальная ситуация. Производство кино – всегда риск, провальных всегда больше, чем успешных, и в благословенные советские времена было то же самое, просто про дрянь уже никто не помнит, так как сейчас показывают только удачи. Но здесь, если честно, господин Голутва слукавил, потому что есть еще и такой показатель, как соотношение расходов с доходами. В Советском Союзе кино, несмотря на всех транжирящих народные деньги бездарей-режиссеров, в целом было даже не прибыльной, а высокодоходной отраслью – больший процент прибыли государству приносила только водка. А сейчас Голутва, ставя цели на ближайшие годы, говорил о необходимости добиться того, чтобы хотя бы 20% вложенных в кино денег возвращалось от проката.

Новости и материалы
В российском городе провели конкурс детских рисунков Сталина
WhatsApp c высокой вероятностью заблокируют в России
В Абхазии хотят снизить порог потребления энергии для майнеров
В Архангельске неизвестный мужчина пытался проникнуть в школу
Дальняя авиация ВКС России получила модернизированные самолеты
Мужчина с татуировкой черепа на лице жалуется, что не может найти работу
Россиянам назвали пять существенных минусов кроссовера Infiniti FX35
В США рассказали, на что тратят их деньги на Украине
Более 360 тысяч жителей Словакии подписали петицию об отмене санкций против России
СТС снял с эфира серию фильмов «Елки» с Ургантом и Светлаковым
Россиянин пытался ограбить отделение банка с помощью записки
В Японии создают жилой комплекс для жизни на Луне
Samsung улучшит оперативную память в Galaxy S25
Вице-премьер РФ передал президенту Ирана приглашение Путина посетить Россию
Учительницу, забеременевшую от 12-летнего мальчика, посадили на 25 лет
В Тобольске задержали владельца турбазы, где люди отравились хлором
Эксперт не исключил попытки госпереворота в Белоруссии после призыва США
Звезда «Ворониных» улетела из России: «Стала содержанкой»
Все новости