Литовская межведомственная комиссия по расследованию происшествия с российским истребителем Су-27 завершила работу и во вторник представила заключение президенту страны Валдасу Адамкусу. Но, судя по всему, для Минобороны республики инцидент себя еще не исчерпал. Литовские военачальники, которые уже не раз комментировали еще не законченное расследование, высказались и на этот раз. Командующий Литовской армии Валдас Туткус заявил, что заключение комиссии не будет обнародовано в полном объеме, так как на нем лежит гриф «секретно» (в документе содержится перечисление 20 недостатков системы ПВО Литвы).
Но главной новостью выступления военных стало все же не это, а официальное подтверждение того, что система опознавания «свой-чужой» российского Су-27 находится в руках литовских военных.
Впервые эта информация появилась в литовских СМИ неделю назад: в прошлый вторник ее озвучили журналисты информационной программы «Панорама», которая идет в вечернем эфире литовского телевидения. Ссылаясь на некие неофициальные источники, они сообщили, что пилот истребителя Валерий Троянов мог не уничтожить систему «свой-чужой». Но главное, что командующий ВВС Литвы полковник Йонас Марцинкус «обмолвился об этом, говоря по телефону с командующим 6-й армии ВВС РФ», и якобы именно этот разговор стал причиной его увольнения из армии. Марцинкуса лишили допуска к секретным данным, а значит, автоматически и должности в Вооруженных силах.
С тех пор критерии секретности в военном ведомстве Литвы, видимо, изменились. Глава межведомственной комиссии бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас в эфире той же передачи «Панорама» подтвердил информацию о системе «свой-чужой» с разбившегося Су-27. «Мы нашли все основные узлы самолета и уже в первый день, приехав на место падения самолета, нашли систему «свой-чужой», — открыто сказал он. — В настоящее время она находится под охраной». Впрочем, генерал все равно не ответил на главный вопрос: действует ли система и доступны ли ее коды военным Литвы и НАТО. «Это не было объектом расследования возглавляемой мной комиссии», — уклончиво пояснил Вайкшнорас (его цитирует агентство «Интерфакс») и на всякий случай отметил, что не получал просьбу предоставить информацию по этому поводу от НАТО.
Министр обороны России Сергей Иванов в среду парировал: российской системы опознавания самолетов у стран НАТО нет.
«Чтобы положить конец всем спекуляциям на эту тему, скажу, что российские эксперты однозначно со стопроцентной уверенностью заявляют, что математическое обеспечение системы опознавания «свой-чужой» имеет тройную степень защиты, — заявил он. – Она автоматически уничтожается при катапультировании летчика, а также при ударе самолета о землю, поэтому даже теоретически говорить, что эта система могла попасть в чужие руки, — спекуляция и простое колыхание воздуха».
Как пояснил «Газете.Ru» специалист Службы безопасности полетов военного ведомства, блок системы опознавания на самолетах Су-27 установлен немного позади кабины пилота. Он уничтожается в трех случаях. Прежде всего, вручную. «Есть такая кнопка под прозрачным колпачком на приборной доске, – рассказал «Газете.Ru» один из летчиков-истребителей, – пилот перед катапультированием первым делом нажимает на нее».
Если вручную уничтожить блок не удалось (например, при экстренном катапультировании – чего в случае с Трояновым не было), вступает в действие автоматическая система уничтожения. «Блок самоуничтожается через систему синхронизации в момент срабатывания катапульты», – пояснил специалист Службы безопасности.
И, наконец, даже если каким-то образом не сработала автоматическая система уничтожения, информация, хранящаяся в блоке, стирается при столкновении самолета с землей. «Удара при аварийном падении достаточно, чтобы данные оказались потеряны безвозвратно», – отметил собеседник «Газеты.Ru».
Система опознавания существует во всех военно-воздушных силах мира. Она сводит к минимуму вероятность поражения собственной цели. Любой самолет, находящийся в воздухе, представляет собой цель для системы противовоздушной обороны (ПВО) страны. Военный самолет постоянно передает код опознавания на землю, радиолокационные станции прочитывают его, автоматически идентифицируя объект как «свой» или «чужой». Для запутывания системы опознавания, чтобы ее не мог считать и расшифровать противник, пароли автоматически меняются по несколько раз в день.
В случае, когда коды опознавания попадают к «чужим», приходится полностью менять всю систему. Так было, например, в 1976 году – тогда советский летчик Виктор Беленков сбежал на истребителе МиГ-25 в Японию.
Скорее всего, в распоряжении литовцев находится сам блок системы опознавания – железка, но извлечь из нее секретные коды опознавания уже невозможно. Теперь прокуратуре Литовской республики предстоит решить, вернуть ли России эту часть истребителя или оставить на память литовским военным.